Пояснения: 1) в экзаменационный билет включается один вопрос из данного списка и задача (их можно скачать в разделе "Статьи и материалы").
2) все вопросы по поводу баллов, накопленных в ходе учебного семестра могут быть решены с преподавателем, проводившим практические занятия. В зависимости от накопленной суммы может быть решен вопрос о различных поощрениях в ходе экзамена (освобождение от теоретического вопроса, освобождение от решения задачи, ответ на вопрос по выбору студента и т.п.).
3) Основной источник, который может быть использован в ходе подготовки к экзамену - учебное пособие "Педагогическая психология" (авт. Е.Ю. Савин, А.Е.Фомин), которое имеется в библиотеке университета.
Предмет педагогической
психологии. Соотношение педагогики и
педагогической психологии. Структура
педагогической психологии.
Основные эмпирические
понятия педагогической психологии:
обучение, воспитание, учение, научение,
усвоение.
Научная теория в
педагогической психологии. Ее функции
и структура. Различие эмпирических и
теоретических понятий.
Задачи педагогической
психологии на современном этапе
развития.
Пути проверки
психолого-педагогических теорий:
лабораторная и генетико-моделирующая
стратегии построения исследований.
Понятие «опыт»,
его виды: видовой, индивидуальный,
социальный (А.Н. Леонтьев). Формы передачи
опыта. Специфика воспитания и обучения
как формы передачи опыта.
Социокультурная
природа воспитания. Воспитание в
постфигуративных, кофигуративных и
префигуративных культурах (М.Мид).
Активность воспитуемого
как необходимое условие усвоения опыта
в воспитании. Формы активности: адаптация,
присвоение, самоопределение.
Соотношение внешних
и внутренних условий в обучении и
воспитании. Позитивная и негативная
ассимиляция (Б.И. Додонов).
Сотрудничество и
противодействие как основные формы
воспитательных воздействий (А.Н.
Поддьяков).
Типология ситуаций
содействия /противодействия учению и
развитию по основанию «цель-средство-результат»
(А.Н. Поддьяков).
Метод наблюдения в
педагогической психологии. Виды
наблюдения. Ошибки наблюдения. Способы
совершенствования качества наблюдения.
Психологический
анализ урока как реализация метода
наблюдения. Схемы психологического
анализа урока в аспекте педагогического
общения (Н.Фландерс, А.Э. Штейнмец).
Эксперимент в
педагогической психологии. Специфика
формирующего эксперимента как основного
метода педагогической психологии.
Общие основания
бихевиористического подхода к усвоению
социального опыта.
Обучение в контексте
бихевиоризма: программированное
обучение. Разновидности обучающих
программ: линейная, разветвленная,
гибкая, адаптивная.
Воспитание в контексте
бихевиоризма. Модификация поведения
на основе классического обусловливания:
систематическая десенсибилизация,
погружение, аверсивное контробусловливание.
Воспитание в контексте
бихевиоризма. Модификация на основе
оперантного обусловливания. Разновидности
подкрепления и наказания. Режимы
подкрепления и их сравнительная
эффективность в формировании поведения.
«Символьная экономика».
Общие основания
когнитивного подхода к обучению.
Учение как
переработка информации. Теория АСТ
(Дж. Андерсон) и ее применение к анализу
процесса учения. Интеллектуальные
обучающие системы, принципы их
конструирования.
Учение как
открытие (проблемное обучение). Общие
положения проблемного обучения.
Технология
проблемного обучения: создание проблемных
ситуаций, управление поисковой
активностью в проблемном обучении.
- Понятие о стилях учения. Варианты рассмотрения этого понятия. Типы стилей учения по Д.Колбу.
Общие основания
деятельностного подхода к обучению и
воспитанию.
Теория
поэтапного формирования умственных
действий: понятие об ориентировочной
основе действия. Типы ориентировочной
основы действия и соответствующие им
типы учения. Сравнительная эффективность
учения на основе различных типов
ориентировочной основы действия.
Теория
поэтапного формирования умственных
действий: этапы формирования действия.
Первичные и вторичные свойства действия.
Теория
развивающего обучения
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова: общая
характеристика учебной деятельности.
Теория
развивающего обучения
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова: строение
учебной деятельности. Учебная мотивация,
ее типы. Учебные действия и их
разновидности. Учебные операции.
Теория
развивающего обучения
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова: формирование
учебной деятельности. Направления
развития учебной деятельности в младшем
школьном возрасте. Совместная учебная
деятельность в развивающем обучении.
Новообразования учебной деятельности
в младшем школьном возрасте.
Соотношение обучения
и психического развития как проблема.
Варианты ее решения в рамках разных
теорий. Понятие о зоне актуального
развития и зоне ближайшего развития.