Главная » 2008 » Декабрь » 17 » Вопросы к экзамену по курсу "Педагогическая психология" (физмат, 3 курс, 2008)
02:10
Вопросы к экзамену по курсу "Педагогическая психология" (физмат, 3 курс, 2008)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (ФИЗМАТ, ФМ(Ф), 3 КУРС)

Пояснения: 1) в экзаменационный билет включается один вопрос из данного списка и задача (их можно скачать в разделе "Статьи и материалы"). 

2) все вопросы по поводу баллов, накопленных в ходе учебного семестра могут быть решены с преподавателем, проводившим практические занятия. В зависимости от накопленной суммы может быть решен вопрос о различных поощрениях в ходе экзамена (освобождение от теоретического вопроса, освобождение от решения задачи, ответ на вопрос по выбору студента и т.п.).

3) Основной источник, который может быть использован в ходе подготовки к экзамену - учебное пособие "Педагогическая психология" (авт. Е.Ю. Савин, А.Е.Фомин), которое имеется в библиотеке университета.

  1. Предмет педагогической психологии. Соотношение педагогики и педагогической психологии. Структура педагогической психологии.

  2. Основные эмпирические понятия педагогической психологии: обучение, воспитание, учение, научение, усвоение.

  3. Научная теория в педагогической психологии. Ее функции и структура. Различие эмпирических и теоретических понятий.

  4. Задачи педагогической психологии на современном этапе развития.

  5. Пути проверки психолого-педагогических теорий: лабораторная и генетико-моделирующая стратегии построения исследований.

  6. Понятие «опыт», его виды: видовой, индивидуальный, социальный (А.Н. Леонтьев). Формы передачи опыта. Специфика воспитания и обучения как формы передачи опыта.

  7. Социокультурная природа воспитания. Воспитание в постфигуративных, кофигуративных и префигуративных культурах (М.Мид).

  8. Активность воспитуемого как необходимое условие усвоения опыта в воспитании. Формы активности: адаптация, присвоение, самоопределение.

  9. Соотношение внешних и внутренних условий в обучении и воспитании. Позитивная и негативная ассимиляция (Б.И. Додонов).

  10. Сотрудничество и противодействие как основные формы воспитательных воздействий (А.Н. Поддьяков).

  11. Типология ситуаций содействия /противодействия учению и развитию по основанию «цель-средство-результат» (А.Н. Поддьяков).

  12. Метод наблюдения в педагогической психологии. Виды наблюдения. Ошибки наблюдения. Способы совершенствования качества наблюдения.

  13. Психологический анализ урока как реализация метода наблюдения. Схемы психологического анализа урока в аспекте педагогического общения (Н.Фландерс, А.Э. Штейнмец).

  14. Эксперимент в педагогической психологии. Специфика формирующего эксперимента как основного метода педагогической психологии.

  15. Общие основания бихевиористического подхода к усвоению социального опыта.

  16. Обучение в контексте бихевиоризма: программированное обучение. Разновидности обучающих программ: линейная, разветвленная, гибкая, адаптивная.

  17. Воспитание в контексте бихевиоризма. Модификация поведения на основе классического обусловливания: систематическая десенсибилизация, погружение, аверсивное контробусловливание.

  18. Воспитание в контексте бихевиоризма. Модификация на основе оперантного обусловливания. Разновидности подкрепления и наказания. Режимы подкрепления и их сравнительная эффективность в формировании поведения. «Символьная экономика».

  19. Общие основания когнитивного подхода к обучению.

  20. Учение как переработка информации. Теория АСТ (Дж. Андерсон) и ее применение к анализу процесса учения. Интеллектуальные обучающие системы, принципы их конструирования.

  21. Учение как открытие (проблемное обучение). Общие положения проблемного обучения.

  22. Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций, управление поисковой активностью в проблемном обучении.

  23. Понятие о стилях учения. Варианты рассмотрения этого понятия. Типы стилей учения по Д.Колбу.
  24. Общие основания деятельностного подхода к обучению и воспитанию.

  25. Теория поэтапного формирования умственных действий: понятие об ориентировочной основе действия. Типы ориентировочной основы действия и соответствующие им типы учения. Сравнительная эффективность учения на основе различных типов ориентировочной основы действия.

  26. Теория поэтапного формирования умственных действий: этапы формирования действия. Первичные и вторичные свойства действия.

  27. Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова: общая характеристика учебной деятельности.

  28. Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова: строение учебной деятельности. Учебная мотивация, ее типы. Учебные действия и их разновидности. Учебные операции.

  29. Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова: формирование учебной деятельности. Направления развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Совместная учебная деятельность в развивающем обучении. Новообразования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

  30. Соотношение обучения и психического развития как проблема. Варианты ее решения в рамках разных теорий. Понятие о зоне актуального развития и зоне ближайшего развития.


Категория: Педагогическая психология | Просмотров: 4490 | Добавил: sey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]