Главная » Файлы » НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

В разделе материалов: 41
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 5 »

Савин Е. Ю., Самсонова М. Э. Индивидуально-психологические и образовательно-средовые факторы субъектной включенности студентов в академическую активность // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9. № 4. С. 83–99. DOI:10.18413/2313-8971-2023-9-4-0-7

Соотношение индивидуально-психологических и образовательно средовых факторов с включенностью студентов в академическую активность дает неоднозначные результаты. В работе проверяется общее предположение о том, что вклад индивидуально-психологических характеристик может быть опосредован различными формами субъектной включенности. В качестве интегральной результативной характеристики субъектной включенности в работе рассматривается субъектный опыт студента. Формами субъектного опыта студента, отражающими разную направленность академической активности (на присвоение опыта и на самоопределение в образовательной среде) выступают эго-состояния в учебной деятельности. Цель работы – проследить зависимость характера субъектной включенности студентов в академическую активность и ее форм от индивидуально-психологических характеристик субъекта и воспринимаемых параметров образовательной среды. Материалы и методы. Выборку составили студенты вуза различных направлений и курсов обучения (N=251). Оценка субъектной включенности проводилась на основе трех методик опросного типа: авторский опросник «Эго-состояния в учебной деятельности» (Е.Ю. Савин, М.Э. Самсонова), «Субъектный опыт студента» (Е.Ю. Савин), методика распределения времени относительно пяти видов активности. Для изучения индивидуально-психологических характеристик были применены краткая версия опросника «Большая пятерка (BFI-2-S)» (А.М. Мишкевич, С.А. Щебетенко, О.Ю. Калугин, К. Сото, О. Джон) и «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин). Для анализа образовательно-средовых условий использовалась «Методика векторного моделирования среды развития личности» (В.А. Ясвин). Результаты исследования и их обсуждение. Корреляционный и регрессионный анализы позволили установить, что, направленность академической активности на присвоение и самоопределение находит свое отражение в специфических формах субъектного опыта, эго-состояниях Адаптивного и Естественного Ребенка, и опирается на различные индивидуально-психологические характеристики. Направленность на присвоение соотносится с личностными чертами согласия, сознательности и интроспективной рефлексией, направленность на самоопределение – с экстраверсией, открытостью опыту и системной рефлексией. Воспринимаемые параметры образовательной среды вносят независимый от личностных черт вклад в субъектный опыт студента, при этом к характеристикам образовательной среды более чувствительны субъекты с направленностью на присвоение опыта.

[Скачать с сервера (483.0Kb)]
2023 | Просмотров: 78 | Загрузок: 60 | Добавил: sey | Дата: 06.01.2024 | Комментарии (0)

Савин Е. Ю., Самсонова М. Э. Проявления эго-состояний в учебной деятельности студента и их взаимосвязь с академической мотивацией // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 1. С. 181–190. DOI: 10.20913/2618-7515-2023-1-21

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению субъекта учебной активности, в недостаточной степени реализуется общепсихологический принцип множественности субъекта. Чтобы реализовать этот общий принцип, необходима разработка более частных теоретических конструктов, которые позволили бы конкретизировать этот принцип к эмпирическим исследованиям. В качестве такого конструкта может выступить понятие об эго-состояниях как форме проявления субъекта в учебной деятельности. Выборку составили студенты различных направлений подготовки (N = 213). Для изучения эго-состояний в учебной деятельности использовался авторский опросник «Эго-состояния в учебной деятельности». Академическая мотивация оценивалась при помощи опросника «Шкалы академической мотивации» (Т. О. Гордеева, О. А. Сычёв, Е. Н. Осин). Факторный анализ опросника позволил выявить четыре основных эго-состояния, которые проявляются в учебной деятельности: Адаптивный и Естественный Ребенок, Родитель, Взрослый. Все четыре эго-состояния положительно коррелируют с продуктивными формами академической мотивации и отрицательно – с непродуктивными. С интроецированной мотивацией коррелирует только выраженность эго-состояния Адаптивного Ребенка. Эго-состояние может быть рассмотрено как конкретная форма проявления субъекта учебной деятельности и характеризует способ осмысления студентом своего опыта продуктивной учебной активности.

[Скачать с сервера (333.7Kb)]
2023 | Просмотров: 71 | Загрузок: 52 | Добавил: sey | Дата: 06.01.2024 | Комментарии (0)

Савин Е. Ю. Соотношение самомониторинга и коммуникативной рефлексии у студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 1.

В статье представлены результаты эмпирического исследования соотношения самомониторинга и коммуникативной рефлексии у студентов вуза. Самомониторинг (по М. Снайдеру) определяется как самоконтроль своего желаемого публичного образа. Коммуникативная рефлексия представляет собой точность прогнозирования восприятия своего образа другими людьми. Выборка включала в себя студентов первого курса различных направлений подготовки (N = 60). Уровень самомониторинга оценивался при помощи опросника - шкалы самомониторинга М. Снайдера (в адаптации В.В. Хороших). Уровень коммуникативной рефлексии оценивался при помощи методики выборочного взаимного внутригруппового оценивания. Результаты исследования показали, что две этих характеристики оказываются слабо соотнесены на уровне корреляционного анализа. Таким образом коммуникативная рефлексия и самомониторинг могут быть рассмотрены как разные составляющие более общей характеристики личности - степени самоконтроля в общении. Самомониторинг относится к процессуальному аспекту самоконтроля в общении (формирования желаемого впечатления о самом себе), а коммуникативная рефлексия - к самоконтролю результата этого процесса. На основе сочетания высоких и низких показателей каждого из аспектов самоконтроля могут быть выделены четыре качественно своеобразные типа соотношения самомониторинга и коммуникативной рефлексии, соответствующих сочетанию их высоких и низких показателей. Наряду с полным самоконтролем в общении (или, напротив, его низкой сформированностью), при котором оба показателя имеют высокую выраженность, могут наблюдаться эффекты частичного самоконтроля, при котором один из показателей имеет высокую, а другой - низкую выраженность. В статье представлены некоторые возможные проявления и особенности каждого из типов в межличностном общении.

[Скачать с сервера (310.9Kb)]
2022 | Просмотров: 423 | Загрузок: 309 | Добавил: sey | Дата: 25.06.2022 | Комментарии (0)

Попова В. В., Савин Е. Ю. Метакогнитивная осведомленность о приемах чтения у школьников с разной успеваемостью // Психология в пространстве образования и личностного развития: перспективные практики научного исследования и сотрудничества. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, 2022. С. 75–82

Представлены результаты эмпирического исследования метакогнитивной осведомленности о приемах чтения у школьников (по опроснику К.Мохтари и К.Рейчард). Выявлено, что метакогнитивная осведомленность о приемах чтения взаимосвязана с успеваемостью по литературе. Таким образом, низкая метакогнитивная осведомленность о приемах чтения у школьников может выступать как один из факторов, влияющих на учебную успешность школьников.

[Скачать с сервера (344.0Kb)]
2022 | Просмотров: 583 | Загрузок: 187 | Добавил: sey | Дата: 21.06.2022 | Комментарии (0)

Савин Е.Ю. Соотношение субъектного опыта студента с внешней и внутренней мотивацией академической активности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2.

 

В статье описаны результаты исследования, цель которого состояла в выяснении связи между субъектным опытом студента и академической мотивацией. Субъектный опыт понимается как опыт автономной и инициативной активности, проявляемой студентом в различных областях активности в вузе – учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной. Выборку исследования составили студенты вторых курсов различных направлений бакалавриата и специалитета (n = 160). Для изучения субъектного опыта использовался авторский опросник «Субъектный опыт студента», позволяющий осуществить дифференциальную оценку сформированности субъектного опыта относительно разных сфер активности студента в вузе. Особенности академической мотивации выявлялись при помощи опросника «Шкалы академической мотивации» (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин), который позволил оценить выраженность разных типов академической мотивации (внутренней и внешней) и амотивацию студента. В результате исследования были выявлены положительные корреляции (по Спирмену) между внутренней мотивацией (познавательной, достижения и саморазвития) и субъектным опытом в четырех из пяти сферах активности (за исключением спорта). Один из типов внешней мотивации – мотивация самоуважения также обнаружил положительные взаимосвязи с субъектным опытом в перечисленных сферах. Экстернальная мотивация и амотивация были отрицательно взаимосвязаны с субъектным опытом. Таким образом, различные виды мотивации могут как содействовать, так и препятствовать накоплению и актуализации субъектного опыта. Также установлено, что хотя внутренняя мотивация положительно связана с субъектным опытом во всех сферах активности, величина этой связи неодинакова для разных сфер и наиболее выражена для учебной активности. Это может указывать на указывать на некоторый дефицит как внутренних, так и внешних мотивационных ресурсов для обеспечения иных видов активности, кроме учебной.

[Скачать с сервера (360.9Kb)]
2019 | Просмотров: 1628 | Загрузок: 993 | Добавил: sey | Дата: 19.10.2019 | Комментарии (0)

Савин Е.Ю. Некоторые аспекты конструктной валидности опросников стилей учения Хони-Мэмфорда и Фелдера-Соломан // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4(33). С. 173–182.

В статье описаны результаты эмпирического исследования некоторых аспектов конструктной валидности двух опросников, предназначенных для оценки стилей учения студентов – опросника П.Хони и А.Мэмфорда (адаптация А.Г. Ишкова и Н.Г.Милорадовой) и опросника Р.Фелдера и Б.Соломан (адаптация А.В.Карпова и И.Г.Скитяевой). Было установлено, что данные, полученные как по первому, так и по второму опросникам, слабо согласуются с теоретическими предположениями, на которых основано выделение стилей, а также с эмпирическими данными предшествующих исследований. Также выявлено, что показатели двух опросников не коррелируют между собой. Стилевые предпочтения студентов, как в первом, так и во втором опросниках оказываются более простыми, чем предполагается опросниками и в целом сводятся к различению студентов, которые склонны учиться активно, с опорой на визуальный материал и конкретные факты от тех, кто предпочитает рефлексивный подход к учению с опорой на вербальный материал и абстрактные идеи.

[Скачать с сервера (462.6Kb)]
2019 | Просмотров: 2286 | Загрузок: 924 | Добавил: sey | Дата: 19.10.2019 | Комментарии (0)

Смирнова Т.А., Савин Е.Ю. Соотношение интеллекта и учебной активности с метакогнитивным знанием младших подростков // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2017. С. 716–723.

В данной статье приводятся результаты исследования зависимости сформированности метакогнитивного знания школьников от уровня их интеллектуального развития и учебной активности. Особое внимание уделяется эксплицитному и имплицитному уровням владения учащимися метакогнитивным знанием.

[Скачать с сервера (795.4Kb)]
2017 | Просмотров: 1419 | Загрузок: 854 | Добавил: sey | Дата: 04.11.2017 | Комментарии (0)

Савин Е.Ю., Багнюк Т.В. Проявления субъектного опыта в различных сферах активности студентов-первокурсников // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2017. С. 706–715.

Представлены результаты исследования проявлений субъектного опыта в разных сферах активности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной) у студентов-первокурсников. Показано, что субъектный опыт предметно дифференцирован: имеет разную выраженность для разных сфер и избирательную взаимосвязь между этими сферами. Установлено также, что разные сферы академической активности обладают разным потенциалом для развития и актуализации субъектного опыта.

[Скачать с сервера (1.08Mb)]
2017 | Просмотров: 1402 | Загрузок: 877 | Добавил: sey | Дата: 04.11.2017 | Комментарии (0)

Савин Е.Ю. Соотношение склонности к педагогической импровизации с субъектным и профессиональным опытом студента-педагога // Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 123–138.

Описаны результаты двух серий эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи субъектного опыта со склонностью к педагогической импровизации и самооценкой профессионального опыта у студентов-педагогов в ходе педагогической практики. Корреляционный анализ позволяет предположить, что субъектный и профессиональный опыт взаимосвязаны, а вот склонность к импровизации может наблюдаться как на фоне высокой самооценки субъектного и профессионального опыта, так и сочетаться с низкой самооценкой. Это позволяет говорить о том, что педагогическая импровизация не всегда носит характер творческой инициативной активности.

[Скачать с сервера (500.4Kb)]
2016 | Просмотров: 1166 | Загрузок: 1484 | Добавил: sey | Дата: 22.01.2017 | Комментарии (0)

Савин Е.Ю., Смирнова Т.А. Методика оценки метакогнитивных знаний младших подростков: конструирование и апробация // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 20-21 мая 2016 г., Калуга, Россия. Калуга: ИП Стрельцов И.А.(Издательство «Эйдос»), 2016. С. 66—74.

Приводятся результаты апробации методики, нацеленной на оценку метакогнитивных знаний младших подростков (5-6 класс). Методика построена по принципу решения ряда простых задач, ответ на которые предполагает актуализацию знаний о запоминании и усвоении учебного материала. Приводятся данные об одномоментной надежности и ее валидности (корреляции с успеваемостью и результатами Группового интеллектуального теста).

[Скачать с сервера (620.6Kb)]
2016 | Просмотров: 1496 | Загрузок: 1062 | Добавил: sey | Дата: 22.01.2017 | Комментарии (0)

1-10 11-20 21-30 31-40 41-41