Главная » Файлы » НАУЧНЫЕ РАБОТЫ |
В разделе материалов: 41 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Савин Е.Ю. Вклад личностных черт Большой пятерки в формирование профессионального опыта студента-педагога // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-7. С. 77–81. Исследовалась взаимосвязь между характеристиками профессиональной компетентности студентов-педагогов — самооценкой профессиональной опытности, склонностью к импровизации — и чертами личности «Большой пятерки» (N=93). Установлено, что самооценка опытности положительно связана с согласием, открытостью опыту и добросовестностью. В то же время, склонность к импровизации отрицательно взаимосвязана с согласием и добросовестностью. |
Савин Е.Ю. Педагогическое наставничество в развитии профессионального опыта студента-педагога // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии / под ред. Е.И.Горбачевой. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2015. С.40–86. В главе раскрываются результаты теоретико-эмпирического исследования, в центре которого были поставлены вопросы об основных параметрах воспринимаемого студентом-педагогом отношения со стороны наставника, о специфической роли когнитивного и эмоционального компонентов этого отношения у учителей-наставников и университетских методистов, о возможном влиянии воспринимаемого отношения на профессиональный опыт студента, о роли собственной активности студента в инициировании продуктивного взаимодействии с наставником. |
Савин Е.Ю. Роль отношения наставника к студенту-практиканту в формировании профессиональной компетентности будущего педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т.7. №1. С.165–177. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n1/75678.shtml При помощи шкалы оценки частоты воспринимаемых действий студенты после педагогической практики (N=87) оценили воспринимаемое отношение к ним учителя-наставника и университетского методиста по четырем категориям: эмоциональная поддержка, когнитивная поддержка, стимуляция инициативы, контроль и оценка. Кроме того студенты заполнили опросник «Самооценка педагогического мышления», позволяющий оценить особенности их педагогического мышления по двум параметрам: склонность к импровизации и самооценка опытности. Выявлено, что существует различие в оценке воспринимаемого студентами отношения к ним учителя-наставника и университетского методиста: последний воспринимается как менее влиятельная фигура по всем категориям оценки (р < 0,01). Вместе с тем наблюдалась только одна значимая связь между воспринимаемым студентами отношением наставника и особенностями педагогического мышления: эмоциональная поддержка методиста положительно коррелирует с самооценкой опытности (p=0,007). Таким образом, есть расхождение между субъективной оценкой степени влияния наставника и косвенной оценкой вклада взаимодействия с ним в развитие компетентности студента. |
Савин Е.Ю. Самооценка опытности в сфере житейской психологии как фактор уверенности в решении задач на понимание социального взаимодействия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-2. С. 203–206. В ходе эмпирического исследования испытуемые оценивали свою собственную компетентность в сфере житейской психологии, а затем решали задачи, предполагающие актуализацию житейского психологического знания, и оценивали уверенность в правильности своего решения. Выявлена значимая корреляционная связь между самооценкой житейской опытности и уверенностью в правильности решения задач. Вместе с тем продуктивность решения задач не связана с их уверенностью. Описанные взаимосвязи усиливаются в субгруппе с высокой успешностью решения задач. |
Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Обобщенные и предметно-специфичные метакогнитивные навыки в учебной деятельности студентов // Психологические исследования. 2014. Т.7, №37 С.8. Описаны результаты эмпирического исследования, посвященного соотношению обобщенных и предметно-специфичных метакогнитивных навыков в решении учебных задач. Показано, что предметно-специфический мониторинг является процессом, результат которого определяется двумя факторами: с одной стороны, уровнем развития общих метакогнитивных навыков, а с другой – уровнем владения предметно-специфическим знанием. Недостаточное развитие одной из этих составляющих приводит к дефицитам в области метакогнитивного мониторинга: высокий уровень развития общих метакогнитивных навыков на фоне низкого предметно-специфического знания приводит к эффектам переоценки собственной компетентности, а недостаточное развитие общих метакогнитивных навыков при достаточном владении предметно-специфическим знанием – к недооценке собственной компетентности. |
Савин Е.Ю. Исследование субъектной включенности в учебно-профессиональную деятельность: разработка и апробация методики // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э.Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. Калуга: Издательство КГУ имени К.Э.Циолковского, 2014. С.380–384. Приводится описание процедуры разработки и апробации методики субъектной включенности студента-педагога в учебно-профессиональную деятельность на педагогической практике. |
Савин Е.Ю. Опыт разработки семантического дифференциала для измерения эмоционального отношения студента к педагогической практике // Научные труды Калужского государственного университета им.К.Э.Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013:Сб. научных трудов. Калуга : КГУ им.К.Э.Циолковского, 2013. С.237–241. [Скачать с сервера (300.9Kb)]
Описывается методика, позволяющая оценивать общий эмоциональный фон педагогической практики и вовлеченность студента в процесс деятельности на практике. |
Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Когнитивная психология образования: аудитория как лаборатория // Психология в вузе. 2013. №3. С. 67–83. [Скачать с сервера (114.5Kb)]
Статья посвящена относительно новой области когнитивных исследований – когнитивной психологии образования. Описаны некоторые условия и причины выделения этой отрасли исследований как самостоятельной. В качестве иллюстрации представлены результаты исследований метакогнитивной регуляции решения учебных задач, проводимых в лаборатории фундаментальных и прикладных когнитивных исследований КГУ им. К.Э. Циолковского. |
Савин Е.Ю. Стили руководства педагогической практикой в оценке студентов // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференция с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э.Циолковского. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С. 78–82. [Скачать с сервера (520.6Kb)]
Представлены результаты исследования воспринимаемого стиля руководства педагогической практикой - целостной и согласованной системы действий, образующих устойчивый паттерн поведения по отношению к студенту-педагогу. Эмпирически стиль руководства выражается на уровне частоты конкретных действий, проявляемых по отношению к студенту, которые в свою очередь группируются в более обобщенные классы воздействий: а) эмоциональная поддержка, б) когнитивная поддержка, в) поддержка инициативы студента, г) контроль и оценка. В основу теоретической типологии стилей руководства практикой могут быть положены два базовых параметра: степень выраженности сотрудничества и степень выраженности противодействия. Различное сочетание этих параметров образует четыре стиля руководства, каждый из которых характеризуется своеобразным поведенческим рисунком. |
Савин Е.Ю. Диагностика самооцениваемых характеристик педагогического мышления // Психологическая диагностика. 2012. №2. С.26–47. [Скачать с сервера (1.36Mb)]
Описана процедура конструирования методики диагностики самооцениваемых характеристик педагогического мышления. Разработан опросник, включающий две основные шкалы: «Склонность к педагогической импровизации» и «Самооценка опытности». Приводятся данные относительно надежности и валидности методики. Описаны результаты исследований с использованием опросника, позволяющие оценить соотношение профессионального опыта, личностных характеристик и склонности к педагогической импровизации. Намечены дальнейшие перспективы исследований. |