Главная » Файлы |
Всего материалов в каталоге: 103 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 ... 10 11 » |
Савин Е. Ю., Самсонова М. Э. Индивидуально-психологические и образовательно-средовые факторы субъектной включенности студентов в академическую активность // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9. № 4. С. 83–99. DOI:10.18413/2313-8971-2023-9-4-0-7 Соотношение индивидуально-психологических и образовательно средовых факторов с включенностью студентов в академическую активность дает неоднозначные результаты. В работе проверяется общее предположение о том, что вклад индивидуально-психологических характеристик может быть опосредован различными формами субъектной включенности. В качестве интегральной результативной характеристики субъектной включенности в работе рассматривается субъектный опыт студента. Формами субъектного опыта студента, отражающими разную направленность академической активности (на присвоение опыта и на самоопределение в образовательной среде) выступают эго-состояния в учебной деятельности. Цель работы – проследить зависимость характера субъектной включенности студентов в академическую активность и ее форм от индивидуально-психологических характеристик субъекта и воспринимаемых параметров образовательной среды. Материалы и методы. Выборку составили студенты вуза различных направлений и курсов обучения (N=251). Оценка субъектной включенности проводилась на основе трех методик опросного типа: авторский опросник «Эго-состояния в учебной деятельности» (Е.Ю. Савин, М.Э. Самсонова), «Субъектный опыт студента» (Е.Ю. Савин), методика распределения времени относительно пяти видов активности. Для изучения индивидуально-психологических характеристик были применены краткая версия опросника «Большая пятерка (BFI-2-S)» (А.М. Мишкевич, С.А. Щебетенко, О.Ю. Калугин, К. Сото, О. Джон) и «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин). Для анализа образовательно-средовых условий использовалась «Методика векторного моделирования среды развития личности» (В.А. Ясвин). Результаты исследования и их обсуждение. Корреляционный и регрессионный анализы позволили установить, что, направленность академической активности на присвоение и самоопределение находит свое отражение в специфических формах субъектного опыта, эго-состояниях Адаптивного и Естественного Ребенка, и опирается на различные индивидуально-психологические характеристики. Направленность на присвоение соотносится с личностными чертами согласия, сознательности и интроспективной рефлексией, направленность на самоопределение – с экстраверсией, открытостью опыту и системной рефлексией. Воспринимаемые параметры образовательной среды вносят независимый от личностных черт вклад в субъектный опыт студента, при этом к характеристикам образовательной среды более чувствительны субъекты с направленностью на присвоение опыта. |
Савин Е. Ю., Самсонова М. Э. Проявления эго-состояний в учебной деятельности студента и их взаимосвязь с академической мотивацией // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 1. С. 181–190. DOI: 10.20913/2618-7515-2023-1-21 В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению субъекта учебной активности, в недостаточной степени реализуется общепсихологический принцип множественности субъекта. Чтобы реализовать этот общий принцип, необходима разработка более частных теоретических конструктов, которые позволили бы конкретизировать этот принцип к эмпирическим исследованиям. В качестве такого конструкта может выступить понятие об эго-состояниях как форме проявления субъекта в учебной деятельности. Выборку составили студенты различных направлений подготовки (N = 213). Для изучения эго-состояний в учебной деятельности использовался авторский опросник «Эго-состояния в учебной деятельности». Академическая мотивация оценивалась при помощи опросника «Шкалы академической мотивации» (Т. О. Гордеева, О. А. Сычёв, Е. Н. Осин). Факторный анализ опросника позволил выявить четыре основных эго-состояния, которые проявляются в учебной деятельности: Адаптивный и Естественный Ребенок, Родитель, Взрослый. Все четыре эго-состояния положительно коррелируют с продуктивными формами академической мотивации и отрицательно – с непродуктивными. С интроецированной мотивацией коррелирует только выраженность эго-состояния Адаптивного Ребенка. Эго-состояние может быть рассмотрено как конкретная форма проявления субъекта учебной деятельности и характеризует способ осмысления студентом своего опыта продуктивной учебной активности. |
Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 10).
В брошюре рассматриваются некоторые педагогические аспекты социальной психологии: структура детского коллектива, способы ее анализа (социометрия), особенности работы учителя с детьми, имеющими разный социальный статус.
Педагогическая психология |
Просмотров: 246 |
Загрузок: 108 |
Добавил: sey |
Дата: 28.10.2023
| Комментарии (0)
|
Методические указания к лабораторным занятиям по психологии / сост. Н. М. Пейсахов, Г. Ш. Габдреева. Казань: Казанский государственный университет, 1988. 48 с. Пособие содержит ряд методик преимущественно опросного типа, разработанных в 1970-х и 1980-х годах в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета. Они обращены к изучению различных аспектов личности студента: эмоциональной устойчивости, саморегуляции, самооценки, профессионально-важных качеств личности студента. Представлены инструкции, тексты, ключи для обработки и самостоятельной интерпретации полученных данных.
Методология и методы научного исследования |
Просмотров: 374 |
Загрузок: 131 |
Добавил: sey |
Дата: 28.06.2023
| Комментарии (0)
|
Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. А. Э. Штейнмеца, В. В. Бурлакова. Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского, 2003. 136 с. Практикум содержит планы и материалы к практическим занятиям по педагогической психологии. Авторы заданий: Е. А. Богомолова, В.В.Бурлаков, Е.К.Климова, П.В.Меньшиков, К.А.Моисеев, Н.П.Ничипоренко, Г.Д. Филатова, А.Э.Штейнмец.
Педагогическая психология |
Просмотров: 337 |
Загрузок: 142 |
Добавил: sey |
Дата: 24.06.2023
| Комментарии (0)
|
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6). В работе описаны некоторые подходы к технологизации учебного процесса - его проектированию с учетом четко заданных достижимых результатов (технологии формулирования целей, технологии полного усвоения, воспроизводимого учебного цикла, индивидуально-предписанного обучения).
Педагогическая психология |
Просмотров: 280 |
Загрузок: 142 |
Добавил: sey |
Дата: 16.06.2023
| Комментарии (0)
|
Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; №1)
В книге раскрывается представление об умственном развитии, его соотношении с интеллектом. Обсуждаются критерии и нормативы умственного развития. Описаны критериально-ориентированные тесты как новый метод оценки учебных достижений школьников.
Педагогическая психология |
Просмотров: 403 |
Загрузок: 152 |
Добавил: sey |
Дата: 27.05.2023
| Комментарии (0)
|
Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников (Ориентировочное методическое пособие в помощь учителям, воспитателям, пионерским и комсомольским работникам, студентам-практикантам для изучения различных групп школьников) / Разраб. Л.И.Уманский, И.А.Френкель, А.Н.Лутошкин и др. Курск: Кур. гос. пед. ин-т., 1971. 34 с.
Карта-схема разработана на основе психолого-педагогического изучения активности личности и группы школьников. Заполняется учителем, классным руководителем, другими специалистами, участвующими в работе с данной группой. Предполагает установление уровня развития группы как коллектива и базируется на теоретической модели коллектива, разработанной Л.И.Уманским, А.Н.Лутошкиным и другими. В скан-копии отсутствует титульный лист пособия.
Методология и методы научного исследования |
Просмотров: 433 |
Загрузок: 145 |
Добавил: sey |
Дата: 21.05.2023
| Комментарии (0)
|
Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; №1)
Педагогическая психология |
Просмотров: 586 |
Загрузок: 185 |
Добавил: sey |
Дата: 19.05.2023
| Комментарии (0)
|
Штейнмец А.Э. Психология педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского. 2009. 228 с. В учебном пособии доктора психологических наук, профессора А.Э.Штейнмеца реализуется целостный подход к психологии педагогической деятельности как прикладной отрасли психологической науки. Появление книги обусловлено теми трудностями, которые возникают в применении знаний из академических психолого-педагогических дисциплин (в том числе педагогической психологии) в практической педагогической работе, а также в ходе педагогической практики студентов. Содержанием пособия предусматривается операционализация знаний, поэтому его главы включают в себя: 1) учебный текст, 2) задачи, 3) подсказки, 4) предлагаемые решения.
Педагогическая психология |
Просмотров: 265 |
Загрузок: 142 |
Добавил: sey |
Дата: 13.05.2023
| Комментарии (0)
|