Главная » Файлы |
Всего материалов в каталоге: 91 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 ... 9 10 » |
Савин Е.Ю. Соотношение субъектного опыта студента с внешней и внутренней мотивацией академической активности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2.
В статье описаны результаты исследования, цель которого состояла в выяснении связи между субъектным опытом студента и академической мотивацией. Субъектный опыт понимается как опыт автономной и инициативной активности, проявляемой студентом в различных областях активности в вузе – учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной. Выборку исследования составили студенты вторых курсов различных направлений бакалавриата и специалитета (n = 160). Для изучения субъектного опыта использовался авторский опросник «Субъектный опыт студента», позволяющий осуществить дифференциальную оценку сформированности субъектного опыта относительно разных сфер активности студента в вузе. Особенности академической мотивации выявлялись при помощи опросника «Шкалы академической мотивации» (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин), который позволил оценить выраженность разных типов академической мотивации (внутренней и внешней) и амотивацию студента. В результате исследования были выявлены положительные корреляции (по Спирмену) между внутренней мотивацией (познавательной, достижения и саморазвития) и субъектным опытом в четырех из пяти сферах активности (за исключением спорта). Один из типов внешней мотивации – мотивация самоуважения также обнаружил положительные взаимосвязи с субъектным опытом в перечисленных сферах. Экстернальная мотивация и амотивация были отрицательно взаимосвязаны с субъектным опытом. Таким образом, различные виды мотивации могут как содействовать, так и препятствовать накоплению и актуализации субъектного опыта. Также установлено, что хотя внутренняя мотивация положительно связана с субъектным опытом во всех сферах активности, величина этой связи неодинакова для разных сфер и наиболее выражена для учебной активности. Это может указывать на указывать на некоторый дефицит как внутренних, так и внешних мотивационных ресурсов для обеспечения иных видов активности, кроме учебной. |
Савин Е.Ю. Некоторые аспекты конструктной валидности опросников стилей учения Хони-Мэмфорда и Фелдера-Соломан // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4(33). С. 173–182. В статье описаны результаты эмпирического исследования некоторых аспектов конструктной валидности двух опросников, предназначенных для оценки стилей учения студентов – опросника П.Хони и А.Мэмфорда (адаптация А.Г. Ишкова и Н.Г.Милорадовой) и опросника Р.Фелдера и Б.Соломан (адаптация А.В.Карпова и И.Г.Скитяевой). Было установлено, что данные, полученные как по первому, так и по второму опросникам, слабо согласуются с теоретическими предположениями, на которых основано выделение стилей, а также с эмпирическими данными предшествующих исследований. Также выявлено, что показатели двух опросников не коррелируют между собой. Стилевые предпочтения студентов, как в первом, так и во втором опросниках оказываются более простыми, чем предполагается опросниками и в целом сводятся к различению студентов, которые склонны учиться активно, с опорой на визуальный материал и конкретные факты от тех, кто предпочитает рефлексивный подход к учению с опорой на вербальный материал и абстрактные идеи. |
Смирнова Т.А., Савин Е.Ю. Соотношение интеллекта и учебной активности с метакогнитивным знанием младших подростков // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2017. С. 716–723. В данной статье приводятся результаты исследования зависимости сформированности метакогнитивного знания школьников от уровня их интеллектуального развития и учебной активности. Особое внимание уделяется эксплицитному и имплицитному уровням владения учащимися метакогнитивным знанием. |
Савин Е.Ю., Багнюк Т.В. Проявления субъектного опыта в различных сферах активности студентов-первокурсников // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2017. С. 706–715. Представлены результаты исследования проявлений субъектного опыта в разных сферах активности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной) у студентов-первокурсников. Показано, что субъектный опыт предметно дифференцирован: имеет разную выраженность для разных сфер и избирательную взаимосвязь между этими сферами. Установлено также, что разные сферы академической активности обладают разным потенциалом для развития и актуализации субъектного опыта. |
Савин Е.Ю. Соотношение склонности к педагогической импровизации с субъектным и профессиональным опытом студента-педагога // Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 123–138. Описаны результаты двух серий эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи субъектного опыта со склонностью к педагогической импровизации и самооценкой профессионального опыта у студентов-педагогов в ходе педагогической практики. Корреляционный анализ позволяет предположить, что субъектный и профессиональный опыт взаимосвязаны, а вот склонность к импровизации может наблюдаться как на фоне высокой самооценки субъектного и профессионального опыта, так и сочетаться с низкой самооценкой. Это позволяет говорить о том, что педагогическая импровизация не всегда носит характер творческой инициативной активности. |
Савин Е.Ю., Смирнова Т.А. Методика оценки метакогнитивных знаний младших подростков: конструирование и апробация // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 20-21 мая 2016 г., Калуга, Россия. Калуга: ИП Стрельцов И.А.(Издательство «Эйдос»), 2016. С. 66—74. Приводятся результаты апробации методики, нацеленной на оценку метакогнитивных знаний младших подростков (5-6 класс). Методика построена по принципу решения ряда простых задач, ответ на которые предполагает актуализацию знаний о запоминании и усвоении учебного материала. Приводятся данные об одномоментной надежности и ее валидности (корреляции с успеваемостью и результатами Группового интеллектуального теста). |
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Виды и свойства внимания // Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. С.231—246. Процессы и состояния внимания классифицируют по разным основаниям — функциям и эффектам, генезу и механизмам, причинам, условиям и свойствам, объектам и сопутствующим переживаниям. Выбор того или иного основания определяется теоретической позицией, представлением о сущности внимания и, самое главное, поставленной исследовательской или практической задачей. Данное приложение посвящено классификациям, во-первых, приближенным к житейской психологии; во-вторых, в основание которых положена идея активности субъекта и, в-третьих, операциональных, принимаемых большинством современных когнитивных психологов. Затем раскрываются представления об основных свойствах внимания. В заключение приводятся иллюстрации особых разновидностей внимания, описанных в различного рода практиках. |
Савин Е.Ю. Вклад личностных черт Большой пятерки в формирование профессионального опыта студента-педагога // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-7. С. 77–81. Исследовалась взаимосвязь между характеристиками профессиональной компетентности студентов-педагогов — самооценкой профессиональной опытности, склонностью к импровизации — и чертами личности «Большой пятерки» (N=93). Установлено, что самооценка опытности положительно связана с согласием, открытостью опыту и добросовестностью. В то же время, склонность к импровизации отрицательно взаимосвязана с согласием и добросовестностью. |
Савин Е.Ю. Педагогическое наставничество в развитии профессионального опыта студента-педагога // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии / под ред. Е.И.Горбачевой. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2015. С.40–86. В главе раскрываются результаты теоретико-эмпирического исследования, в центре которого были поставлены вопросы об основных параметрах воспринимаемого студентом-педагогом отношения со стороны наставника, о специфической роли когнитивного и эмоционального компонентов этого отношения у учителей-наставников и университетских методистов, о возможном влиянии воспринимаемого отношения на профессиональный опыт студента, о роли собственной активности студента в инициировании продуктивного взаимодействии с наставником. |
Савин Е.Ю. Роль отношения наставника к студенту-практиканту в формировании профессиональной компетентности будущего педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т.7. №1. С.165–177. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n1/75678.shtml При помощи шкалы оценки частоты воспринимаемых действий студенты после педагогической практики (N=87) оценили воспринимаемое отношение к ним учителя-наставника и университетского методиста по четырем категориям: эмоциональная поддержка, когнитивная поддержка, стимуляция инициативы, контроль и оценка. Кроме того студенты заполнили опросник «Самооценка педагогического мышления», позволяющий оценить особенности их педагогического мышления по двум параметрам: склонность к импровизации и самооценка опытности. Выявлено, что существует различие в оценке воспринимаемого студентами отношения к ним учителя-наставника и университетского методиста: последний воспринимается как менее влиятельная фигура по всем категориям оценки (р < 0,01). Вместе с тем наблюдалась только одна значимая связь между воспринимаемым студентами отношением наставника и особенностями педагогического мышления: эмоциональная поддержка методиста положительно коррелирует с самооценкой опытности (p=0,007). Таким образом, есть расхождение между субъективной оценкой степени влияния наставника и косвенной оценкой вклада взаимодействия с ним в развитие компетентности студента. |