Главная » Файлы |
Всего материалов в каталоге: 103 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 ... 10 11 » |
Савин Е. Ю., Самсонова М. Э. Индивидуально-психологические и образовательно-средовые факторы субъектной включенности студентов в академическую активность // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9. № 4. С. 83–99. DOI:10.18413/2313-8971-2023-9-4-0-7 Соотношение индивидуально-психологических и образовательно средовых факторов с включенностью студентов в академическую активность дает неоднозначные результаты. В работе проверяется общее предположение о том, что вклад индивидуально-психологических характеристик может быть опосредован различными формами субъектной включенности. В качестве интегральной результативной характеристики субъектной включенности в работе рассматривается субъектный опыт студента. Формами субъектного опыта студента, отражающими разную направленность академической активности (на присвоение опыта и на самоопределение в образовательной среде) выступают эго-состояния в учебной деятельности. Цель работы – проследить зависимость характера субъектной включенности студентов в академическую активность и ее форм от индивидуально-психологических характеристик субъекта и воспринимаемых параметров образовательной среды. Материалы и методы. Выборку составили студенты вуза различных направлений и курсов обучения (N=251). Оценка субъектной включенности проводилась на основе трех методик опросного типа: авторский опросник «Эго-состояния в учебной деятельности» (Е.Ю. Савин, М.Э. Самсонова), «Субъектный опыт студента» (Е.Ю. Савин), методика распределения времени относительно пяти видов активности. Для изучения индивидуально-психологических характеристик были применены краткая версия опросника «Большая пятерка (BFI-2-S)» (А.М. Мишкевич, С.А. Щебетенко, О.Ю. Калугин, К. Сото, О. Джон) и «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин). Для анализа образовательно-средовых условий использовалась «Методика векторного моделирования среды развития личности» (В.А. Ясвин). Результаты исследования и их обсуждение. Корреляционный и регрессионный анализы позволили установить, что, направленность академической активности на присвоение и самоопределение находит свое отражение в специфических формах субъектного опыта, эго-состояниях Адаптивного и Естественного Ребенка, и опирается на различные индивидуально-психологические характеристики. Направленность на присвоение соотносится с личностными чертами согласия, сознательности и интроспективной рефлексией, направленность на самоопределение – с экстраверсией, открытостью опыту и системной рефлексией. Воспринимаемые параметры образовательной среды вносят независимый от личностных черт вклад в субъектный опыт студента, при этом к характеристикам образовательной среды более чувствительны субъекты с направленностью на присвоение опыта. |
Савин Е. Ю., Самсонова М. Э. Проявления эго-состояний в учебной деятельности студента и их взаимосвязь с академической мотивацией // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 1. С. 181–190. DOI: 10.20913/2618-7515-2023-1-21 В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению субъекта учебной активности, в недостаточной степени реализуется общепсихологический принцип множественности субъекта. Чтобы реализовать этот общий принцип, необходима разработка более частных теоретических конструктов, которые позволили бы конкретизировать этот принцип к эмпирическим исследованиям. В качестве такого конструкта может выступить понятие об эго-состояниях как форме проявления субъекта в учебной деятельности. Выборку составили студенты различных направлений подготовки (N = 213). Для изучения эго-состояний в учебной деятельности использовался авторский опросник «Эго-состояния в учебной деятельности». Академическая мотивация оценивалась при помощи опросника «Шкалы академической мотивации» (Т. О. Гордеева, О. А. Сычёв, Е. Н. Осин). Факторный анализ опросника позволил выявить четыре основных эго-состояния, которые проявляются в учебной деятельности: Адаптивный и Естественный Ребенок, Родитель, Взрослый. Все четыре эго-состояния положительно коррелируют с продуктивными формами академической мотивации и отрицательно – с непродуктивными. С интроецированной мотивацией коррелирует только выраженность эго-состояния Адаптивного Ребенка. Эго-состояние может быть рассмотрено как конкретная форма проявления субъекта учебной деятельности и характеризует способ осмысления студентом своего опыта продуктивной учебной активности. |
Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 10).
![]()
Педагогическая психология |
Просмотров: 282 |
Загрузок: 126 |
Добавил: sey |
Дата: 28.10.2023
| Комментарии (0)
|
Методические указания к лабораторным занятиям по психологии / сост. Н. М. Пейсахов, Г. Ш. Габдреева. Казань: Казанский государственный университет, 1988. 48 с.
Методология и методы научного исследования |
Просмотров: 420 |
Загрузок: 150 |
Добавил: sey |
Дата: 28.06.2023
| Комментарии (0)
|
Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. А. Э. Штейнмеца, В. В. Бурлакова. Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского, 2003. 136 с.
Педагогическая психология |
Просмотров: 373 |
Загрузок: 165 |
Добавил: sey |
Дата: 24.06.2023
| Комментарии (0)
|
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6).
Педагогическая психология |
Просмотров: 324 |
Загрузок: 162 |
Добавил: sey |
Дата: 16.06.2023
| Комментарии (0)
|
Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; №1)
![]()
Педагогическая психология |
Просмотров: 475 |
Загрузок: 176 |
Добавил: sey |
Дата: 27.05.2023
| Комментарии (0)
|
Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников (Ориентировочное методическое пособие в помощь учителям, воспитателям, пионерским и комсомольским работникам, студентам-практикантам для изучения различных групп школьников) / Разраб. Л.И.Уманский, И.А.Френкель, А.Н.Лутошкин и др. Курск: Кур. гос. пед. ин-т., 1971. 34 с.
![]()
Методология и методы научного исследования |
Просмотров: 487 |
Загрузок: 168 |
Добавил: sey |
Дата: 21.05.2023
| Комментарии (0)
|
Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; №1)
Педагогическая психология |
Просмотров: 702 |
Загрузок: 218 |
Добавил: sey |
Дата: 19.05.2023
| Комментарии (0)
|
Штейнмец А.Э. Психология педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского. 2009. 228 с.
Педагогическая психология |
Просмотров: 297 |
Загрузок: 162 |
Добавил: sey |
Дата: 13.05.2023
| Комментарии (0)
|