Евгений Юрьевич Савин

кандидат психологических наук, доцент, преподаватель психологии. В 1994 году закончил биолого-химический факультет КГПУ им. К.Э.Циолковского по специальности «химия и психология».
В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности» в Институте психологии РАН [скачать автореферат]

 

Научные интересы
психология интеллекта, компетентности, профессионального и субъектного опыта
педагогическая психология как наука и учебный предмет
психология педагогического мышления

 

Научные работы

2023

Савин Е.Ю., Самсонова М.Э. Индивидуально-психологические и образовательно-средовые факторы субъектной включенности студентов в академическую активность // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9. №4. С.83–99.

Савин Е.Ю., Самсонова М.Э. Проявления эго-состояний в учебной деятельности студента и их взаимосвязь с академической мотивацией // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 1. С.181–190.

2022

Савин Е.Ю. Соотношение самомониторинга и коммуникативной рефлексии у студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 1.

Попова В.В., Савин Е.Ю. Метакогнитивная осведомленность о приемах чтения у школьников с разной успеваемостью // Психология в пространстве образования и личностного развития: перспективные практики научного исследования и сотрудничества. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, 2022. С. 75–82.

2019

Савин Е.Ю. Некоторые аспекты конструктной валидности опросников стилей учения Хони-Мэмфорда и Фелдера-Соломан // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4(33). С. 173–182.

Савин Е.Ю. Соотношение субъектного опыта студента с внешней и внутренней мотивацией академической активности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2.

2017

Савин Е.Ю., Багнюк Т.В. Проявления субъектного опыта в различных сферах активности студентов-первокурсников // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2017. С. 706–715.

Смирнова Т.А., Савин Е.Ю. Соотношение интеллекта и учебной активности с метакогнитивным знанием младших подростков // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2017. С. 716–723.

2016

Савин Е.Ю. Соотношение склонности к педагогической импровизации с субъектным и профессиональным опытом студента-педагога // Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 123–138.

Савин Е.Ю., Смирнова Т.А. Методика оценки метакогнитивных знаний младших подростков: конструирование и апробация // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 20-21 мая 2016 г., Калуга, Россия. Калуга: ИП Стрельцов И.А.(Издательство «Эйдос»), 2016. С. 66—74.

2015

Савин Е.Ю. Вклад личностных черт Большой пятерки в формирование профессионального опыта студента-педагога // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №12-7. С.77–81.

Савин Е.Ю. Педагогическое наставничество в развитии профессионального опыта студента-педагога // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии / под ред. Е.И.Горбачевой. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2015. С.40–86.

Савин Е.Ю. Роль отношения наставника к студенту-практиканту в формировании профессиональной компетентности будущего педагога // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т.7, №1.

2014

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Обобщенные и предметно-специфичные метакогнитивные навыки в учебной деятельности студентов // Психологические исследования. 2014. Т.7, №37 С.8.

Савин Е.Ю. Исследование субъектной включенности в учебно-профессиональную деятельность: разработка и апробация методики // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э.Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. Калуга: Издательство КГУ имени К.Э.Циолковского, 2014. С.380–384.

Савин Е.Ю. Самооценка опытности в сфере житейской психологии как фактор уверенности в решении задач на понимание социального взаимодействия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-2. С. 203–206.

2013

Савин Е.Ю. Опыт разработки семантического дифференциала для измерения эмоционального отношения студента к педагогической практике // Научные труды Калужского государственного  университета им.К.Э.Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013: Сб. научных трудов. Калуга : КГУ им.К.Э.Циолковского, 2013. С.237–241.

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Когнитивная психология образования: аудитория как лаборатория // Психология в вузе. 2013. №3. С.67–83.

Савин Е.Ю. Стили руководства педагогической практикой в оценке студентов // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференция с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э.Циолковского. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С. 78–82.

2012

Савин Е.Ю. Диагностика самооцениваемых характеристик педагогического мышления // Психологическая диагностика. 2012. №2. С.26–47.

Савин Е.Ю. Оценка студентами опыта взаимодействия с  учителем-наставником и методистом в ходе педагогической практики // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1 (2). С.168-172.

Савин Е.Ю. Опыт исследования индивидуальных вариантов развития профессионального педагогического мышления: параметрический подход // Психология в вузе. 2012. №4. С.46–58.

Савин Е.Ю. Методика изучения склонности к педагогической импровизации и самооценки опытности: конструирование и апробация // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2012. №1.

 2011

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Когнитивные и личностные факторы уверенности в знании конкретной предметной области // Известия Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3. Ч.1. С. 396–403.

Савин Е.Ю. Опыт и личностные характеристики как факторы педагогической импровизации у студентов-педагогов // Сибирский психологический журнал. 2011. №42. С.93–101.

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Уверенность в знании как аспект метакогнитивного мониторинга в учебной деятельности студентов // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011. С. 244—248.

Савин Е.Ю. Когнитивные и личностные факторы педагогической импровизации в мышлении студентов-педагогов// Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2011. №7.  – Июль. – С.1606. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1606.htm. – Гос.рег. 0421100031.  ISSN 1997-8588.

Савин Е.Ю. Психологические условия педагогической импровизации в мышлении студентов-педагогов // Научный и гуманитарный потенциал обучения и воспитания: материалы 2-й Российской научно-практической конференции памяти Е.Л.Прасоловой, 27-28 мая 2011 года, Калуга / Под ред. К.Г.Никифорова. Калуга: Изд-во КГУ им К.Э. Циолковского, 2011. С.67–71.

2010

Савин Е.Ю. Базовые понятия курса «Педагогическая психология» // Операционализация психологических понятий в мышлении студентов: сущность, механизмы, технологии/ под ред. Е.И.Горбачевой. М.— Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. С.83–98.

Савин Е.Ю. Профессиональное педагогическое мышление: сущность и теоретические подходы к изучению развитию // Операционализация психологических понятий в мышлении студентов: сущность, механизмы, технологии/ под ред. Е.И.Горбачевой. М.— Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010.С. 245–271.

Савин Е.Ю. Импровизация и опыт как параметры оценки педагогического мышления в сознании учителей и студентов // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию психологической науки и образования в Герценовском университете. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 82–84.

Савин Е.Ю. Проблемы экспертного подхода к изучению компетентности и профессионального мышления // Научные труды Калужского государственного педагогического университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки.  Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010. С.297–302.

 2008

 

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Предмет педагогической психологии: психология обучения и/или психология воспитания? // Вопросы психологии. 2008. №5. С.126-129.

Савин Е.Ю. О некоторых направлениях изучения метакогниций в психологии // Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции  / Под. ред. Егорова А.Г., Селиванова В.В. Смоленск: Универсум, 2008. С.150-153.

Савин Е.Ю. Методологические основания курса «Педагогическая психология» // XII Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: психологические, педагогические, медицинские, экологические аспекты». Т.2. Материалы конференции. Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2008. С.162-165.

 2007 и ранее

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология: новые ориентиры в понимании предмета и построении учебного курса // Психология в вузе. 2007. №2. С.78-25.

Савин Е.Ю. Перспективы изучения интеллектуальной компетентности на основе онтологической теории интеллекта // Психология когнитивных процессов: Материалы всероссиской научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2007. С.112-117.

Савин Е.Ю. Компетентность как эффект организации индивидуального ментального опыта // Психология способностей: Мат-лы науч. конференции, посвящённой памяти В.Н.Дружинина,ИП РАН, 19-20 сентября 2005. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2005. С.62-67.

Савин Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности в научной деятельности // Психологический журнал. 2004. Т.25. №5. С.50-59.

Савин Е.Ю. Понимание как форма познавательной активности субъекта: Опыт субъекта в понимании. Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 1996. 80 с.

Учебные пособия

Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост.,авт. ввод.статей Е.Ю. Савин.Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 174 с.

Савин Е.Ю., Коврова К.А. Рефлексия стиля учения и обучения // Психологические задания к педагогической практике студентов / Под ред. Е.А. Богомоловой. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011. С. 51–64.

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология: Учебное пособие [Гриф УМО по направлениям педагогического образования]. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011. 338 с.

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов очного и заочного отделений. Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2007. 330 с.

Общая психология / Е.И. Горбачева, Е.Ю. Савин, А.Е.Фомин и др. Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2005. 248 с.

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Практикум по общей и экспериментальной психологии: Методическое пособие. Калуга: КГПУ им.К.Э.Циолковского, 2004. 107 с.

Научно-популярные статьи

Савин Е. В фокусе исследования [Об импровизации в педагогическом мышлении] // Первое сентября. 2011. №1.