Главная » Файлы » НАУЧНЫЕ РАБОТЫ |
В разделе материалов: 37 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 4 » |
Савин Е.Ю. Опыт и личностные характеристики как факторы педагогической импровизации у студентов-педагогов // Сибирский психологический журнал. 2011. № 42. С. 93–101.
Приведены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению факторов, лежащих в основе склонности к педагогической импровизации у студентов-педагогов. Показано, что значимыми факторами педагогической импровизации являются профессиональный опыт и личностные характеристики. Выявлено, что высокая степень самооценки собственной опытности не во всех случаях сочетается со склонностью к импровизации в силу недостаточного развития определенных личностных качеств. В то же время импровизация, основанная только на личностных качествах, соотносится с меньшей продуктивностью в решении педагогических задач. |
Савин Е.Ю. Профессиональное педагогическое мышление: сущность и теоретические подходы к изучению и развитию // Операционализация психологических понятий в мышлении студентов: сущность, механизмы, технологии / под ред. Е.И. Горбачёвой. М.-Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. С. 245–271. Дан теоретический анализ и систематизация представленных в современной психологии подходов к определению профессионального педагогического мышления. Выявлены базовые основания (параметры), которые характеризуют основные тенденции в изучении педагогического мышления (схематизация /импровизация, инициативность /нормативность, ситуативность /глобальность). Предлагается модель описания основных параметров педагогического мышления в рамках которой можно определить возможные «траектории» развития профессионального педагогического мышления, своеобразные варианты его развития и дать анализ представлений (имплицитных теорий) о педагогическом мышлении, которые складываются у педагога и выступают как важная составляющая его метакогнитивного опыта.
|
Савин Е.Ю. Базовые понятия курса «Педагогическая психология» // Операционализация психологических понятий в мышлении студентов: сущность, механизмы, технологии / под ред. Е.И. Горбачёвой. М.-Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. С. 83–98.
В главе коллективной монографии рассматривается статус понятий педагогической психологии и логика их введения в соответствующем учебном курсе. Показано, что различные понимания предмета педагогической психологии (как прикладной или как фундаментальной отрасли психологии) лежат в основе двух разных подходов к построению учебного курса. Рассмотрены сильные и слабые стороны каждого подхода и примеры их реализации в существующих учебных пособиях. Предлагается обоснование авторского понимания курса педагогической психологии как фундаментальной отрасли психологии.По сути — эта статья своего рода научно-методическое сопровождение к учебнику: Е.Ю. Савин, А.Е. Фомин «Педагогическая психология» (Калуга, 2007).
|
Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Уверенность в знании как аспект метакогнитивного мониторинга в учебной деятельности студентов // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011. С. 244—248. [Скачать с сервера (210.1Kb)]
Уверенность в знании рассматривается как аспект метакогнитивного мониторинга в учебной деятельности студентов. Представлены результаты исследования соотношении уверенности и уровня знания студентов по курсу «Общая психология». Продемонстрирована нелинейная взаимосвязь между этими характеристиками. |
Савин Е.Ю. Когнитивные и личностные факторы педагогической импровизации
в мышлении студентов-педагогов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2011. №7. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1606.htm. – Гос.рег. 0421100031. ISSN 1997-8588. [Скачать с сервера (127.7Kb)]
Описаны результаты эмпирического исследования факторов педагогической импровизации у студентов-педагогов. Показано, что высокая степень самооценки собственной опытности не во всех случаях сочетается со склонностью к импровизации в силу недостаточного развития определенных личностных качеств. В то же время импровизация, основанная только на личностных качествах, может носить непродуктивный характер. |
Савин Е.Ю. Психологические условия педагогической импровизации в мышлении студентов-педагогов // Научный и гуманитарный потенциал обучения и воспитания: материалы 2-й Российской научно-практической конференции памяти Е.Л.Прасоловой, 27-28 мая 2011 года, Калуга / Под ред. К.Г.Никифорова. Калуга: Изд-во КГУ им К.Э. Циолковского, 2011. С.67–71. |
Савин Е.Ю. Проблемы экспертного подхода к изучению компетентности и профессионального мышления // Научные труды Калужского государственного педагогического университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010. С.297–302. Одним из наиболее развитых подходов к исследованию компетентности и профессионального мышления в настоящее время является экспертный подход. Сущность этого подхода состоит в том, что в качестве эмпирического объекта психологического исследования выступает деятельность и психологические характеристики экспертов — людей, добившихся существенного успеха в освоении какой-либо предметной области. В статье рассматриваются как ограничения данного подхода, так и некоторые возможные для него «точки роста». |
Савин Е.Ю. Импровизация и опыт как параметры оценки педагогического мышления в сознании учителей и студентов // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию психологической науки и образования в Герценовском университете. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 82–84. Изложены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи опыта и импровизации как параметров оценки педагогического мышления, используемых учителями и студентами. На основе факторного анализа авторского опросника «Самооценка педагогического мышления» выявлено два оценочных параметра, интерпретированные как самооценка склонности к педагогической импровизации и самооценка опытности. Сравнение результатов студентов-педагогов и учителей позволило выявить, что в сознании учителей (в отличие от студентов) данные факторы обнаруживают взаимосвязь, т.е. профессиональный опыт оценивается учителями как значимый психологический ресурс педагогической импровизации. |
Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Предмет педагогической психологии: психология обучения и/или психология воспитания? // Вопросы психологии. 2008. №5. С.126—129. [Скачать с сервера (104.6Kb)]
Обсуждается высказываемая в статье М.А. Степановой (Вопр. психол. 2008. №1. С. 111—122) точка зрения, согласно которой предметом современной педагогической психологии выступают проблемы психологии обучения, а не воспитания. В этой связи ставится вопрос о методологическом статусе понятий «обучение» и «воспитание». Показано, что в традиционном их понимании эти понятия являются эмпирическими. Обосновывается тезис о том, что вопрос о предмете педагогической психологии должен обсуждаться на основе теоретических понятий, но вместе с тем не может быть решен с позиции какой-либо одной теории. |
Савин Е.Ю. Перспективы изучения интеллектуальной компетентности на основе онтологической теории интеллекта // Психология когнитивных процессов: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2007. С.112—117. [Скачать с сервера (93.7Kb)]
2007 и ранее |
Просмотров: 1511 |
Загрузок: 1238 |
Добавил: sey |
Дата: 19.04.2009
| Комментарии (0)
|