Видра Д. Новая жизнь психоаналитической педагогики // Вопросы философии. 1999. №8. С. 129—142.
«В ходе лечения пациент переносит на психоаналитика многие из чувств, относящихся к другим персонам — чаще всего это чувства из его детских отношений с родителями, братьями, сестрами и т.п.; во время сеттинга пациент вновь переживает те ситуации, которые когда-то внушали ему страх, но во всяком случае теперь уже несколько иначе. Страхи его из бессознательных становятся сознательными, а это значит, что они развенчиваются и теряют свою былую силу, пациент должен понять не только рассудком, но и эмоционально, что он уже давно не ребенок, а вполне ответственный взрослый и в состоянии сам инициативно управлять своей жизнью. Австрийский психоаналитик и психотерапевт Гельмут Фигдор, занимаясь проблемами детского воспитания, размышлял так: если это удается психотерапевту, который выступает в данной ситуации всего лишь в роли — измененных, «улучшенных» — отца или матери, то почему бы это не могло удаться и самим родителям — пока ребенок мал, и, следовательно, еще не успел развить в себе невротических структур? Но для этого вначале следовало бы внести некоторые изменения в самих родителей, помочь им понять своего ребенка, обогатив их некоторым необходимым психоаналитическим знанием. Так в начале 80-х годов в Европе начиналось возрождение психоаналитической педагогики».
|