Савин Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности в научной деятельности // Психологический журнал. 2004. Т.25. №5. С.50—59.
Анализируется понятие «интеллектуальной компетентности» как особой формы
интеллектуальной зрелости взрослых людей (профессионалов), достигших
высокой успешности в определённой деятельности. Выделены основные
проблемы, возникающие при изучении интеллектуальной компетентности,
разрешение которых становится возможным при обращении к исследованию
ментального (умственного) опыта личности. Приводятся результаты
эмпирического исследования понятийного и метакогнитивного опыта «экспертов»(университетских преподавателей физики, занимающихся научной
деятельностью) и «новичков» (студентов физико-математического
факультета). Показано, что эксперты по сравнению с новичками образуют
более сложные семантические связи при работе с понятиями и отличаются
рефлективным стилем, метакогнитивной осведомлённостью и склонностью
строить более сложные прогностические модели.