Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 128
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 12 13 »

Занятие 18. Подростковый и ранний юношеский возраст

Доклады

Историческая изменчивость содержания подросткового и раннего юношеского возраста (По статьям: Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960 е vs 2010 е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185–205. Прихожан А. М., Толстых Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления. М.: МГППУ, 2011. С. 14–22.)

Вопросы для обсуждения

1. При рассмотрении подросткового и раннего юношеского возраста есть два подхода. В одном, принятом главным образом в советской и, отчасти, современной российской психологии эти два возрастных периода рассматривают отдельно. В другом подходе, который чаще всего встречается в зарубежной психологии – эти два периода рассматривают как составные части одного, более обширного периода отрочества. Проще говоря, подростковый и ранний юношеский возраст можно рассматривать либо как один большой возрастной этап, либо – как два возрастных этапа. Какие содержательные аргументы можно предложить в пользу первого и второго подходов?

2. В обзорной статье Н.Н. Толстых (см. литературу) названо три характеристики современного процесса взросления: удлинение перехода от детства к взрослости, изменение критериев взрослости, отход от нормативного понимания критериев взрослости. Как эти характеристики меняют понимание особенностей подросткового и раннего юношеского возраста?

Задачи

1. В эксперименте изучалась возрастная динамика тревожности. Оказалось, что дошкольники обнаруживают наибольшую тревожность в общении с воспитателем детского сада и наименьшую – с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую – со сверстниками. Какой вид тревожности можно предположить у подростков исходя из возрастных особенностей данного периода?

2. В одном из исследований сравнивалось то, как в психолого-педагогических статьях в США описывают подростка и его типичные проблемы. Было установлено, что в работах, относящихся к 1917-1918 году, подростки реже описываются как психологически неустойчивые, они рассматриваются как более зрелые и более похожие на взрослых, чем на детей в сравнении с работами конца 19-го столетия. Однако в работах, относящихся к 1933-35 годам, вновь возникают темы психологической незрелости, неустойчивости и более медленного развития. С чем связаны подобные изменения в способах размышления о подростковом возрасте?

Литература

Учебная

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. Параграф 2.5., 2.6. (скачать)

Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2020. Главы 17, 18. (книга доступна в ЭБС "Юрайт")

Дополнительная

Поливанова К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3. № 3–4. С.13-17.(скачать с сайта журнала)

Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4 (88). С. 7–24. (скачать с сайта журнала)

Швец Ф. А, Гаврилова Т. А. Самооценка взрослости у школьников 1980-х и 2010-х годов // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 13–21.

Андреева А. Д. Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 42–51. (скачать с сайта журнала)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 100 | Добавил: sey | Дата: 04.02.2022 | Комментарии (0)

Занятие 17. Младший школьный возраст

Вопросы для обсуждения

1. В.В.Давыдов писал о младшем школьном возрасте так: "Как особый период в жизни ребенка он выделился исторически сравнительно недавно. Так, он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Не было его и у детей, для которых начальная школа являлась первой и последней ступенью образования. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования... Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада по завершения среднего образования." Прокомментируйте эти высказывания В.В.Давыдова. Разъясните, почему этого возраста не было у детей, вообще не учившихся в школе? А почему его не было у детей, для которых начальная школа была единственной ступенью образования? Как поменялась роль этого возраста в современном образовании?

2. Д.Б. Эльконин выделяет четыре особенности систематического школьного обучения, которые определяют социальную ситуацию развития младшего школьника: 1) переход к осуществлению общественно-значимой по своей природе деятельности, 2) необходимость соблюдения общественных по своей природе правил, 3) овладение научным знанием, 4) изменение отношения с воспитывающими взрослыми (Эльконин, 1989, с. 242-253). Соотнесите эти особенности с основными направлениями развития младшего школьника.

3. Раскройте понятие «внутренняя позиция» (Л.И.Божович) как центральное, по её мнению, новообразование личности ребенка к 7 годам.

4. У Л.И. Божович разводятся, хотя и не всегда, два понятия «внутренняя позиция» и «внутренняя позиция школьника». Какой соотносятся эти два понятия?

5. Как внутренняя позиция связана с кризисом 7-ми лет?

6. Охарактеризуйте и приведите примеры проявлений основных мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

7. К основным новообразованиям младшего школьного возраста обычно относят произвольность, внутренний план действий и рефлексию. На конкретных примерах раскройте, как именно эти способности человека развиваются в учебной деятельности.

Задачи

1. Л.И.Божович был поставлен следующий опыт. Ученикам 1,2 и 3 классов одной из московских школ было предложено остаться по желанию на дополнительные занятия. Остались все дети из 1 и 2 классов и многие из 3 класса. На дополнительном занятии им дали очень скучную и ненужную работу – писать элементы латинских букв. Однако детей (за исключением двух учеников из 3 класса) абсолютно не смущала непродуктивность работы, которую они выполняли; несмотря на то, что перед занятиями экспериментатор предупреждал учащихся о том, что они будут учить латинские буквы, которые могут им в дальнейшем не понадобиться, детям эти занятия казались очень осмысленными и важными. Они старательно писали буквы, выполняли все, что им говорил учитель, требовали задать им задание на дом [Божович, 1968, с.249]. Какие особенности мотивации учения младших школьников проявляются в данном опыте?

2. На уроках в 1 классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т.п. Другие, заметив на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» - или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил». Какими психологическими особенностями возраста можно объяснить такие поступки первоклассников?

3. Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин описывает случай, который произошел с ним, когда он работал учителем начальных классов и проводил уроки с первоклассниками, которые только что пришли в школу. «Наконец, закончился третий урок. Надо проводить детей к уже ждущим их родителям. Я сказал, что урок закончен и теперь можно идти домой. Дети продолжают сидеть за партами. Я еще раз предложил им встать и подготовиться к тому, чтобы покинуть класс. Тогда один из учеников, видимо самый смелый, спросил: «А уроки?». И тут только я понял, что допустил непростительную ошибку. Я не дал никакого задания на дом». Почему детям так важно было получить домашнее задание? Какая возрастная особенность личности младшего школьника тут проявляется?

4. В исследовании Е.А.Шестаковой было показано, что школьникам 1 и 2 классов безразлично, получили ли они замечания наедине с учителем или в классе, а школьники 3 и 4 класса - острее переживают, если замечание было сделано в классе. Также известны факты, что в отличие от детей младшего возраста, которые стесняются только взрослых, школьники начинают стесняться и незнакомых детей своего возраста, О каких изменениях в межличностном взаимодействии свидетельствуют эти факты?

Литература

Учебная

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. Параграф 2.4. ((скачать))

Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2020. Глава 16. (книга доступна в ЭБС "Юрайт")

Дополнительная

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. С.239-284. (читать)

Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. № 1. С. 2–8. (скачать с сайта журнала)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 139 | Добавил: sey | Дата: 04.02.2022 | Комментарии (0)

Занятие 16. Дошкольный возраст

Доклады

Сюжетно-ролевая игра и ее влияние на развитие современных дошкольников (по статье: Смирнова Е.О., Гударева Е.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. №1. С.91-103.)

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные поведенческие проявления кризиса 3-х лет? Приведите примеры каждого проявления.

2. Почему Д.Б. Эльконин полагал, что именно сюжетно-ролевая игра является способом выхода из кризиса 3-х лет?

3. Каковы этапы и уровни развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста?

4. Детский эгоцентризм и развитие «модели психического»: приведите примеры заданий, которые направлены на выявление этих особенностей психики ребенка.

5. Почему способность к обману (намеренному введению в заблуждение) другого человека может рассматриваться как важный показатель уровня психического развития ребенка?

6. Е.В. Субботский замечал, что «как это ни парадоксально, но стадия развития, на которой дети приобретают способность обманывать, открывает для них новую перспективу - стать подлинно моральными». Почему способность к обману является предпосылкой к моральному развитию?

7. Раскройте следующий тезис: «В сюжетно-ролевой игре развивается символическое мышление, преодолевается эгоцентрическая позиция в мышлении, развивается произвольность поведения».

Задачи

1. В работе Ф.И.Фрадкиной, посвященной психологии детской игры приводится следующее наблюдение. Дети под влиянием от прививки, которая была им сделана развертывают игру в «прививку». Они действуют при этом так, как действуют на самом деле, т.е. реально натирают руки «спиртом», затем делают «надрез», затем вносят «вакцину» и т.д. В игру вмешивается экспериментатор и предлагает: «Хотите я вам дам настоящего спирта?» Конечно, такое предложение встречается детьми с восторгом: ведь гораздо интереснее натирать настоящим спиртом, нежели воображаемым. «Вы пока прививайте, а я пойду за спиртом, раньше привейте, а затем спиртом протрете», – говорит экспериментатор. Однако это предложение отвергается детьми. Почему дети отказываются от реальных предметов? Интерпретируйте этот факт с точки зрения особенностей сюжетно-ролевой игры.

2. В одной из своих работ Д.Б.Эльконин приводит следующий факт. Детей старшего дошкольного возраста повели на экскурсию в железнодорожное депо. Им подробно рассказали и показали как работает паровоз, что такое стрелки, как работает семафор и пр. После того, как дети пришли назад в детский сад. игра в «депо» вопреки ожиданиям воспитателей не развернулась. Тогда их повели на экскурсию второй раз, однако при этом им было рассказано, что делает машинист, что - кондуктор, а что - стрелочник и т.п. На сей раз по возвращении в детский сад детьми была тотчас организована исключительно увлекательная игра в «депо». Почему игра развернулась во втором случае и не развернулась – в первом? Интерпретируйте этот факт с точки зрения особенностей сюжетно-ролевой игры.

Литература

Учебная

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. Параграф 2.3. (скачать)

Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2020. Глава 15. (доступно в ЭБС "Юрайт")

Дополнительная

Медведовская Т.А., Лебедева Е.И. Как мы понимаем поведение других людей, или "модель психического" // Аутизм и нарушения развития. 2011. Т. 9. № 2. С. 22–34.(скачать с сайта журнала)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 101 | Добавил: sey | Дата: 04.02.2022 | Комментарии (0)

Занятие 15. Младенчество и раннее детство

Вопросы для обсуждения

1. В детском возрасте обычно выделяют три периода: младенчество, раннее детство и дошкольный возраст. При обобщенном рассмотрении этих вопросов в учебной и справочной литературе есть два подхода к попарному объединению этих периодов. В одном из них, преимущественно в зарубежных учебниках, младенчество рассматривается отдельно, а раннее детство и дошкольный возраст – вместе. Однако в другом подходе младенчество и раннее детство рассматриваются вместе, а вот дошкольный возраст – отдельно. Какие содержательные аргументы можно предложить в пользу первого и второго подходов? К чему все-таки ближе период раннего детства – к младенческому возрасту или же к дошкольнику?

2. Сравните социальную ситуацию развития в младенчестве и раннем детском возрасте (по Л.С.Выготскому).

3. Что такое постоянство объекта (Ж.Пиаже)? Приведите примеры экспериментальных и/или жизненных ситуаций в которых она проявляется.

4. Что такое "мотивирующие представления" (Л.И.Божович), приведите примеры проявления таких представлений в поведении ребенка.

5. Почему Л.И. Божович выделяет именно мотивирующие представления в качестве центрального новообразования личности к окончанию младенческого периода? Пояснение: для ответа на этот вопрос необходимо уяснить, как именно Л.И.Божович определяет личность.

6. Как формирование мотивирующих представлений связано с кризисом 1-го года?

7. Мотивирующие представления (Л.И.Божович) и постоянство объекта (Ж.Пиаже): как эти аспекты развития психики ребенка связаны между собой? В чем различие?

8. В чем различие между манипулятивными действиями и предметно-орудийными действиями? Почему переход от первых ко вторым рассматривается как показатель развития психики ребенка?

9. Иногда можно слышать утверждение типа «поскольку ведущей деятельностью в раннем детстве является предметная, то общение с взрослым уже не так важно для развития ребенка как в младенчестве». В чем неточность такого общего суждения? Какова роль взрослого в предметной деятельности ребенка?

Задачи

1. С детьми часто рекомендуют играть в «ку-ку», своего рода упрощенный вариант пряток (например, мама закрывает лицо ладонями и говорит «ку-ку», а потом их открывает; или же вариант с более старшим ребенком – прячутся от него, за шкаф, дверь и т.п. и побуждают его искать). Данная игра с детьми является достаточно универсальной и представлена во многих культурах. В чем её психологический развивающий смысл? Почему способность играть в такую игру рассматривается как важный показатель уровня психического развития ребенка?

2. Найдите описание эксперимента Э.Троника «Неподвижное лицо». Как можно интерпретировать его результаты? Какие выводы об особенностях развития психики младенца из него следуют?

3. Для изучения психических особенностей детей применяют следующий прием. Ребенку на лицо незаметно наносят точку. Затем помещают его перед зеркалом и наблюдают за реакциями. За какими именно реакциями наблюдают в случае этого теста? Как именно интерпретируются его результаты?

4. Подмечено, что годовалый ребенок, садясь на стул (независимо от его размеров), сначала взбирается на него коленями и только затем разворачивается и садится «по-взрослому». Какими возрастными особенностями психики ребенка можно это объяснить?

Литература

Учебная

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006. параграфы 2.1 и 2.2 (скачать)

Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2020. Глава 13, 14. (книга доступна в ЭБС "Юрайт")

Дополнительная

Авдеева Н.Н. У истоков личности // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 1. С. 57—67. (скачать с сайта журнала)

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (I) // Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. С.193-212. (скачать)

 

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 121 | Добавил: sey | Дата: 04.02.2022 | Комментарии (0)

Занятие 14. Понятие о возрасте в психологии

Доклады

Историческая изменчивость представлений о развитии ребенка (по работе К.Калверт «Дети в доме»)

Вопросы для обсуждения

1. Что такое возраст? Каковы основные варианты использования этого понятия в психологии: социальный, хронологический, психологический возраст.

2. Объясните тезис: "Возраст является социально-психологической категорией".

3. Основные составляющие характеристики возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сознании и поведении.

4. Что такое возрастной кризис? Какие основные кризисы в развитии человека известны?

5.Что такое сензитивные периоды и какова их роль в развитии и обучении человека?

6. Варианты построения периодизации психического развития (нормативная периодизация, периодизация по Д.Б.Эльконину, перодизация по Э.Эриксону и другие).

Литература

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006. параграф 1.1.1 (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 106 | Добавил: sey | Дата: 04.02.2022 | Комментарии (0)

Занятие №9. Обучение как формирование познавательных структур
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Что такое когнитивная структура?

2. Каковы основные разновидности познавательных структур: когнитивные, метакогнитивные и интенциональные структуры; декларативная и процедурная память.

3. Каковы основные способы изменения познавательных структур: наращивание, настройка, создание новых структур; ассимиляция, аккомодация?

Рекомендуемая литература
 

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 8 (параграфы 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.3.1)

Рамелхарт Д.Е., Норман Д.А. Наращивание, настройка и перестройка: три способа научения (скачать)

 

Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной, Э.Лоарера. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.17—33. (скачать)

 

Холодная М.А. Понятийные психические структуры // Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2002. - С.119-127. (скачать)

Педагогическая психология-2019 | Просмотров: 132 | Добавил: sey | Дата: 24.12.2021 | Комментарии (0)

Занятие №9. Обучение как формирование познавательных структур
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Что такое познавательная структура?

2. Каковы основные разновидности познавательных структур: когнитивные и метакогнитивные структуры; декларативная и процедурная память.

3. Каковы основные способы изменения познавательных структур: наращивание, настройка, создание новых структур; ассимиляция, аккомодация?

Рекомендуемая литература
 

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 8 (параграфы 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.3.1)

Рамелхарт Д.Е., Норман Д.А. Наращивание, настройка и перестройка: три способа научения (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 409 | Добавил: sey | Дата: 15.11.2020 | Комментарии (0)

Занятие №22. Обучение как формирование познавательных структур

Вопросы для обсуждения

1. Приведите примеры обучающих воздействий, направленных на формирование когнитивных, метакогнитивных и интенциональных структур.

2. Приведите примеры взаимодействия декларативной, процедурной и рабочей памяти в обучении.

3. Каковы основные способы изменения познавательных структур: наращивание, настройка, создание новых структур. Приведите свои примеры этих способов в обучении.

Литература

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 8 (параграфы 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.3.1)

Рамелхарт Д.Е., Норман Д.А. Наращивание, настройка и перестройка: три способа научения (скачать)

Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной, Э.Лоарера. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.17—33. (скачать)

Холодная М.А. Понятийные психические структуры // Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2002. - С.119-127. (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 636 | Добавил: sey | Дата: 16.05.2020 | Комментарии (0)

Занятие №16. Учебная деятельность
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Основные характеристики учебной деятельности, её отличие от учения.

2. Структура учебной деятельности.

3. Виды учебных действий.

Рекомендуемая литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 7, разделы 7.1, 7.2.2.

Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999. №7. С.12-18. (скачать)

Дополнительная

Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения в школе ближайшего будущего // Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. М., 1974. С.3-14. (скачать)

Психология в образовании-архив | Просмотров: 642 | Добавил: sey | Дата: 18.04.2020 | Комментарии (0)

Занятие №21. Обучение и воспитание как формирование поведения

Доклады

Самовоспитание в контексте бихевиориального подхода: модификация собственного поведения (по работе: Хьелл Л., Зиглер Д. Самовоспитание в контексте бихевиоризма: модификация собственного поведения // Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности. СПб: Питер, 2003. С.405—409. (скачать).)

Вопросы для обсуждения

1. Психологические механизмы формирования поведения: классическое и оперантное научение.

2. Раскройте основные принципы программированного обучения и их связь с механизмами оперантного научения.

3. Раскройте основные характеристики жетонной экономики и их связь с механизмами оперантного научения.

4. Приведите свои примеры положительного и отрицательного подкреплений в обучении и воспитании (не дублируя те, что были в онлайн-тесте).

Задачи

Проанализируйте ситуации в терминах бихевиориального подхода к обучению и воспитанию.

1. Одна хозяйка никак не могла отучить свою кошку царапать кушетку. Однажды произошел такой случай. На кухне она случайно уронила латунный поднос, упавший почти рядом с кошкой, и когда раздался грохот подноса, она воскликнула: «Нет!» Кошка была страшно напугана, подпрыгнула вверх, подняв шерсть дыбом. В следующий раз, когда кошка начала драть кушетку, хозяйка крикнула «Нет!», и кошка с испуганным видом тотчас прекратила свое занятие.
 
2. Пытаясь контролировать плохое поведение шестиклассника, учитель, не зная, что делать, часто посылал мальчика в кабинет директора. Для большинства учеников угроза послать их в кабинет директора и приведение ее в действие были достаточным основанием умерить пыл. Однако в данном случае это не сработало. Походы в кабинет директора, скорее, даже ухудшали его поведение, а не улучшали его. Однажды учитель пошел за этим учеником в кабинет. Вскоре выяснилось, что директора на месте не было, и мальчик мог сидеть в удобном кресле и читать автомобильные и спортивные журналы. Когда же время наказания заканчивалось, он возвращался в класс. Как объяснить неудачу учителя? (по Р.Хону).
 
3. "Еще одним замечательным механизмом подобного рода является «музыкальный горшок» для детей. Некоторые дети с умственной отсталостью или серьезными нарушениями развития не всегда отдают себе отчет в том, что у них происходит процесс мочеиспускания. И перед тем как научить их навыкам опрятности, необходимо, чтобы они точно представляли себе момент мочеиспускания. Для этого был придуман специальный детский горшок. Благодаря вмонтированным электродам в горшке под воздействием мочи звенит звоночек. Дети узнают, что в тот момент, когда они «ходят на такой горшок», они могут производить этот звук и благодаря такой занимательной обратной связи получают возможность осознать определенные моменты функционирования своего мочевого пузыря." (Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С.386).
 
4. У студентов, изучающих бихевиоризм, широко распространена следующая шутка. Попробуйте подшутить и вы. Выберите своим объектом преподавателя, любящего расхаживать по аудитории во время лекции. В эксперименте может участвовать ровно столько студентов, сколько на это согласится. Цель состоит в том, чтобы преподаватель находился в одном определенном углу классной комнаты. Вот как это достигается: если преподаватель устремляется туда, куда вы решили его направить, участники эксперимента подаются вперед, прилежно конспектируют каждое его слово и всячески проявляют максимум внимания к лекции. Как только направление движения меняется, студенты сразу же вальяжно откидываются на спинки стульев и отвлекаются от лекции. Многие группы экспериментаторов отмечали, что после нескольких таких уроков преподаватель большую часть занятий остается в одном и том же углу (по Р.Фрейджеру, Д.Фэйдимену)

Литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011, 2007. Глава 4.

Дэвис Т. и др. Жетонная экономика. (скачать)

Дополнительная

Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова М.: Высшая школа, 1968. С.32-46. (скачать)

Краудер Н. О различиях между линейным и разветвлённым программированием // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова. М.: Высшая школа, 1968. С. 58-67. (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 632 | Добавил: sey | Дата: 21.03.2020 | Комментарии (0)

1-10 11-20 21-30 ... 111-120 121-128