Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 119
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 11 12 »

Занятие №15. Обучение и воспитание как формирование поведения
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Психологические механизмы формирования поведения: классическое и оперантное научение.

2. Раскройте основные принципы программированного обучения и их связь с механизмами оперантного научения.

3. Раскройте основные характеристики жетонной экономики и их связь с механизмами оперантного научения.

Рекомендуемая литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011, 2007. Глава 4.

Дэвис Т. и др. Жетонная экономика. (скачать)

Хьелл Л., Зиглер Д. Самовоспитание в контексте бихевиоризма: модификация собственного поведения // Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности. СПб: Питер, 2003. С.405—409. (скачать).

Дополнительная

Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова М.: Высшая школа, 1968. С.32-46. (скачать)

Краудер Н. О различиях между линейным и разветвлённым программированием // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова. М.: Высшая школа, 1968. С. 58-67. (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 15 | Добавил: sey | Дата: 21.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие №13-14. Внешние и внутренние условия в обучении и воспитании
 

Вопросы для подготовки

1. Приведите примеры позитивной и негативной ассимиляции образовательных воздействий.

2. Сформулируйте основные отличия передачи и накопления опыта у животных и человека.

3. Что такое противодействие в обучении и воспитании? Каковы основные причины противодействия?

4. Раскройте типологию педагогических ситуаций по критерию «цель—средство—совпадение результата и цели» (А.Н.Поддьяков). Приведите примеры, относящиеся к каждому типу

5. Дайте определения и приведите примеры форм активности субъекта в обучении и воспитании и (адаптация, присвоение, самоопределение).

Рекомендуемая литература
 
Основная

1. Додонов Б.И. Позитивная и негативная ассимиляция воспитательных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С. 86–944.(скачать)

2. Жемерикина Ю. И., Кутасина С. Г., Поддьяков А. Н. Противодействие обучению конкурентов и «троянское обучение» в социальных взаимодействиях //Вопросы образования. 2010. №. 2. С. 118-135.(Скачать с сайта журнала)

3. Поддьяков А.Н. Типология ситуаций содействия и противодействия чужому обучению и развитию // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С.146–157.(скачать)

4. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011. Глава 2.

5. Соколова Е.Е., Федорович Е.Ю. К проблеме «культуры» у животных: критический анализ современных исследований с позиций психологии деятельности школы А.Н. Леонтьева // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 14–23.(Скачать с сайта журнала)

Дополнительная

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 13-20. (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 36 | Добавил: sey | Дата: 21.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие 12. Теории и периодизации психического развития

Вопросы для подготовки

1. Как соотносятся теории и периодизации психического развития?

2. Каковы основные теоретические предпосылки для построения периодизаций развития?

3. Психоаналитический подход к детскому развитию: детский психоанализ.

4. Психоаналитическая педагогика

5. Концепция развития человека на протяжении жизненного пути (Э.Эриксон)

6. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже.

7. Культурно-исторический подход к детскому развитию.

Пояснение. Вопросы 1 и 2 читать всем. Вопросы 3-7 - подготовить доклады.

Литература

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006. параграф 1.3. (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 45 | Добавил: sey | Дата: 09.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие №7. Учебная деятельность
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Понятие об учебной деятельности, ее основные характеристики.

2. Структура учебной деятельности.

3. Виды учебных действий.

Рекомендуемая литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 7, разделы 7.1, 7.2.2.

Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999. №7. С.12-18. (скачать)

Дополнительная

Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения в школе ближайшего будущего // Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. М., 1974. С.3-14. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 37 | Добавил: sey | Дата: 01.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие №6. Обучение и воспитание как формирование поведения
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Психологические механизмы формирования поведения: классическое и оперантное научение.

2. Способы и образовательные модели формирования поведения на основе принципов оперантного научения (программированное обучение, жетонная экономика).

3. Возможности и ограничения образовательных моделей, ориентированных на формирование поведения.

Рекомендуемая литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011, 2007. Глава 4.

Дэвис Т. и др. Жетонная экономика. (скачать)

Хьелл Л., Зиглер Д. Самовоспитание в контексте бихевиоризма: модификация собственного поведения // Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности. СПб: Питер, 2003. С.405—409. (скачать).

Дополнительная

Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова М.: Высшая школа, 1968. С.32-46. (скачать)

Краудер Н. О различиях между линейным и разветвлённым программированием // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова. М.: Высшая школа, 1968. С. 58-67. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 46 | Добавил: sey | Дата: 01.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие №2.Обучение и психическое развитие
 

Темы кратких сообщений

1. Соотношение обучения и развития ребенка: проблематизация в работе Л.С.Выготского и дальнейшее осмысление.
2. Зоны ближайшего и актуального развития ребенка в обучении.
3. Подходы к пониманию развивающего обучения.

 

Рекомендуемая литература
 

1. Выготский Л.С. Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С. 107–120.(скачать)

2. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. - № 1. - С. 29 - 39.(скачать)

3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. М., 2007. п.1.1.4. .(скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 121 | Добавил: sey | Дата: 24.02.2020 | Комментарии (0)

Занятие №4-5. Внешние и внутренние условия в обучении и воспитании
 

Темы кратких сообщений

1. Понятие о внешних и внутренних условиях в обучении и воспитании. Позитивная и негативная ассимиляция воспитательных воздействий (Б.И.Додонов).

2. Социокультурная природа воспитания: передача опыта у животных и человека.

3. Сотрудничество и противодействие обучению и развитию как формы педагогического взаимодействия. Их влияние на развитие личности.

4. Типология педагогических ситуаций по критерию «цель—средство—совпадение результата и цели» (А.Н.Поддьяков).

5. Активность субъекта обучения и воспитания и её формы: адаптация, присвоение, самоопределение.

Рекомендуемая литература
 
Основная

1. Додонов Б.И. Позитивная и негативная ассимиляция воспитательных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С. 86–944.(скачать)

2. Жемерикина Ю. И., Кутасина С. Г., Поддьяков А. Н. Противодействие обучению конкурентов и «троянское обучение» в социальных взаимодействиях //Вопросы образования. 2010. №. 2. С. 118-135.(Скачать с сайта журнала)

3. Поддьяков А.Н. Типология ситуаций содействия и противодействия чужому обучению и развитию // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С.146–157.(скачать)

4. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011. Глава 2.

5. Соколова Е.Е., Федорович Е.Ю. К проблеме «культуры» у животных: критический анализ современных исследований с позиций психологии деятельности школы А.Н. Леонтьева // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 14–23.(Скачать с сайта журнала)

Дополнительная

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 13-20. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 89 | Добавил: sey | Дата: 23.02.2020 | Комментарии (0)

Занятие №3. Психология образовательной среды
 

Темы кратких сообщений

1. Понятие об образовательной среде в психологии.
2. Типы образовательных сред.
3. Характеристики образовательной среды.

Рекомендуемая литература

Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. №3. С.16-26. (скачать)

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. Глава 1, параграфы 1.1, 1.2.

Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. №1. С.80-90. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 153 | Добавил: sey | Дата: 23.02.2020 | Комментарии (0)

Занятие №1. Педагогическая психология как отрасль психологии
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Различные подходы к пониманию предмета педагогической психологии.
2. Соотношение педагогической психологии и педагогики.
3. Основные понятия в педагогической психологии и соотношения между ними (воспитание, обучение, научение, учение, усвоение, образование, социализация).
 

Рекомендуемая литература
 

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга, 2007. С.25-40. (скачать)  (по изданию 2011 года - с.12-20).

Хрестоматия по педагогической психологии. Ч.1. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебно-методическое пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011. С.6-45. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 165 | Добавил: sey | Дата: 23.02.2020 | Комментарии (0)

Занятие 11. Психическое развитие и его основные закономерности

Вопросы для подготовки

1. Что такое психическое развитие? В чем различие между ростом и развитием?

2. В чем различие между источниками и движущими силами психического развития?

3. Формы психического развития: онтогенез, социогенез, филогенез. Как связаны эти формы?

4. Что такое критические и сензитивные периоды в развитии человека?

5. Каковы основные возрастные кризисы в развитии человека?

Литература

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006. параграф 1.1.2 (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 140 | Добавил: sey | Дата: 08.02.2020 | Комментарии (0)

1-10 11-20 21-30 ... 101-110 111-119