Главная » Статьи » Планы занятий » Психология в образовании, 1 курс

Занятие №18. Подростковый и ранний юношеский возраст

Занятие 18. Подростковый и ранний юношеский возраст

Доклады

Историческая изменчивость содержания подросткового и раннего юношеского возраста (По статьям: Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960 е vs 2010 е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185–205. Прихожан А. М., Толстых Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления. М.: МГППУ, 2011. С. 14–22.)

Вопросы для обсуждения

1. При рассмотрении подросткового и раннего юношеского возраста есть два подхода. В одном, принятом главным образом в советской и, отчасти, современной российской психологии эти два возрастных периода рассматривают отдельно. В другом подходе, который чаще всего встречается в зарубежной психологии – эти два периода рассматривают как составные части одного, более обширного периода отрочества. Проще говоря, подростковый и ранний юношеский возраст можно рассматривать либо как один большой возрастной этап, либо – как два возрастных этапа. Какие содержательные аргументы можно предложить в пользу первого и второго подходов?

2. В обзорной статье Н.Н. Толстых (см. литературу) названо три характеристики современного процесса взросления: удлинение перехода от детства к взрослости, изменение критериев взрослости, отход от нормативного понимания критериев взрослости. Как эти характеристики меняют понимание особенностей подросткового и раннего юношеского возраста?

Задачи

1. В эксперименте изучалась возрастная динамика тревожности. Оказалось, что дошкольники обнаруживают наибольшую тревожность в общении с воспитателем детского сада и наименьшую – с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую – со сверстниками. Какой вид тревожности можно предположить у подростков исходя из возрастных особенностей данного периода?

2. В одном из исследований сравнивалось то, как в психолого-педагогических статьях в США описывают подростка и его типичные проблемы. Было установлено, что в работах, относящихся к 1917-1918 году, подростки реже описываются как психологически неустойчивые, они рассматриваются как более зрелые и более похожие на взрослых, чем на детей в сравнении с работами конца 19-го столетия. Однако в работах, относящихся к 1933-35 годам, вновь возникают темы психологической незрелости, неустойчивости и более медленного развития. С чем связаны подобные изменения в способах размышления о подростковом возрасте?

Литература

Учебная

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. Параграф 2.5., 2.6. (скачать)

Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2020. Главы 17, 18. (книга доступна в ЭБС "Юрайт")

Дополнительная

Поливанова К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3. № 3–4. С.13-17.(скачать с сайта журнала)

Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4 (88). С. 7–24. (скачать с сайта журнала)

Швец Ф. А, Гаврилова Т. А. Самооценка взрослости у школьников 1980-х и 2010-х годов // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 13–21.

Андреева А. Д. Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 42–51. (скачать с сайта журнала)

Категория: Психология в образовании, 1 курс | Добавил: sey (04.02.2022)
Просмотров: 64
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]