Главная » Статьи » Планы занятий » Психология в образовании, 3 курс

В категории материалов: 7
Показано материалов: 1-7

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Занятие №9. Обучение как формирование познавательных структур
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Что такое познавательная структура?

2. Каковы основные разновидности познавательных структур: когнитивные и метакогнитивные структуры; декларативная и процедурная память.

3. Каковы основные способы изменения познавательных структур: наращивание, настройка, создание новых структур; ассимиляция, аккомодация?

Рекомендуемая литература
 

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 8 (параграфы 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.3.1)

Рамелхарт Д.Е., Норман Д.А. Наращивание, настройка и перестройка: три способа научения (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 669 | Добавил: sey | Дата: 15.11.2020 | Комментарии (0)

Занятие №1. Педагогическая психология как отрасль психологии
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Различные подходы к пониманию предмета педагогической психологии.
2. Соотношение педагогической психологии и педагогики.
3. Основные понятия в педагогической психологии и соотношения между ними (воспитание, обучение, научение, учение, усвоение, образование, социализация).
 

Рекомендуемая литература
 

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга, 2007. С.25-40. (скачать)  (по изданию 2011 года - с.12-20).

Хрестоматия по педагогической психологии. Ч.1. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебно-методическое пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011. С.6-45. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 1157 | Добавил: sey | Дата: 23.02.2020 | Комментарии (0)

Занятие №2.Обучение и психическое развитие
 

Темы кратких сообщений

1. Соотношение обучения и развития ребенка: проблематизация в работе Л.С.Выготского и дальнейшее осмысление.
2. Зоны ближайшего и актуального развития ребенка в обучении.
3. Подходы к пониманию развивающего обучения.

 

Рекомендуемая литература
 

1. Выготский Л.С. Проблема соотношения обучения и развития в школьном возрасте // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С. 107–120.(скачать)

2. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. - № 1. - С. 29 - 39.(скачать)

3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. М., 2007. п.1.1.4. .(скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 1003 | Добавил: sey | Дата: 24.02.2020 | Комментарии (0)

Занятие №3. Психология образовательной среды
 

Темы кратких сообщений

1. Понятие об образовательной среде в психологии.
2. Типы образовательных сред.
3. Характеристики образовательной среды.

Рекомендуемая литература

Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. №3. С.16-26. (скачать)

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. Глава 1, параграфы 1.1, 1.2.

Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. №1. С.80-90. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 1004 | Добавил: sey | Дата: 23.02.2020 | Комментарии (0)

Занятие №4-5. Внешние и внутренние условия в обучении и воспитании
 

Темы кратких сообщений

1. Соотношение внешних воздействий и внутренних условий в обучении и воспитании (С.Л.Рубинштейн).

2. Позитивная и негативная ассимиляция воспитательных воздействий (Б.И.Додонов).

3. Сотрудничество и противодействие обучению и развитию как формы педагогического взаимодействия. Их влияние на развитие личности.

4. Типология педагогических ситуаций по критерию «цель—средство—совпадение результата и цели» (А.Н.Поддьяков).

5. Активность субъекта обучения и воспитания и её формы: адаптация, присвоение, самоопределение.

Рекомендуемая литература
 
Основная

1. Додонов Б.И. Позитивная и негативная ассимиляция воспитательных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С. 86–944.(скачать)

2. Жемерикина Ю. И., Кутасина С. Г., Поддьяков А. Н. Противодействие обучению конкурентов и «троянское обучение» в социальных взаимодействиях //Вопросы образования. 2010. №. 2. С. 118-135.(Скачать с сайта журнала)

3. Поддьяков А.Н. Типология ситуаций содействия и противодействия чужому обучению и развитию // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С.146–157.(скачать)

4. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011. Глава 2.

Дополнительная

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 13-20. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 2187 | Добавил: sey | Дата: 23.02.2020 | Комментарии (0)

Занятие №6. Обучение и воспитание как формирование поведения
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Психологические механизмы формирования поведения: классическое и оперантное научение.

2. Способы и образовательные модели формирования поведения на основе принципов оперантного научения (программированное обучение, жетонная экономика).

3. Возможности и ограничения образовательных моделей, ориентированных на формирование поведения.

Рекомендуемая литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011, 2007. Глава 4.

Дэвис Т. и др. Жетонная экономика. (скачать)

Хьелл Л., Зиглер Д. Самовоспитание в контексте бихевиоризма: модификация собственного поведения // Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности. СПб: Питер, 2003. С.405—409. (скачать).

Дополнительная

Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова М.: Высшая школа, 1968. С.32-46. (скачать)

Краудер Н. О различиях между линейным и разветвлённым программированием // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова. М.: Высшая школа, 1968. С. 58-67. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 1058 | Добавил: sey | Дата: 01.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие №7. Учебная деятельность
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Понятие об учебной деятельности, ее основные характеристики.

2. Структура учебной деятельности.

3. Виды учебных действий.

Рекомендуемая литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 7, разделы 7.1, 7.2.2.

Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999. №7. С.12-18. (скачать)

Дополнительная

Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения в школе ближайшего будущего // Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. М., 1974. С.3-14. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 950 | Добавил: sey | Дата: 01.03.2020 | Комментарии (0)