Главная » Статьи » Планы занятий » Психология в образовании, 1 курс

Занятие №15. Младенчество и раннее детство

Занятие 15. Младенчество и раннее детство

Вопросы для обсуждения

1. В детском возрасте обычно выделяют три периода: младенчество, раннее детство и дошкольный возраст. При обобщенном рассмотрении этих вопросов в учебной и справочной литературе есть два подхода к попарному объединению этих периодов. В одном из них, преимущественно в зарубежных учебниках, младенчество рассматривается отдельно, а раннее детство и дошкольный возраст – вместе. Однако в другом подходе младенчество и раннее детство рассматриваются вместе, а вот дошкольный возраст – отдельно. Какие содержательные аргументы можно предложить в пользу первого и второго подходов? К чему все-таки ближе период раннего детства – к младенческому возрасту или же к дошкольнику?

2. Сравните социальную ситуацию развития в младенчестве и раннем детском возрасте (по Л.С.Выготскому).

3. Что такое постоянство объекта (Ж.Пиаже)? Приведите примеры экспериментальных и/или жизненных ситуаций в которых она проявляется.

4. Что такое "мотивирующие представления" (Л.И.Божович), приведите примеры проявления таких представлений в поведении ребенка.

5. Почему Л.И. Божович выделяет именно мотивирующие представления в качестве центрального новообразования личности к окончанию младенческого периода? Пояснение: для ответа на этот вопрос необходимо уяснить, как именно Л.И.Божович определяет личность.

6. Как формирование мотивирующих представлений связано с кризисом 1-го года?

7. Мотивирующие представления (Л.И.Божович) и постоянство объекта (Ж.Пиаже): как эти аспекты развития психики ребенка связаны между собой? В чем различие?

8. В чем различие между манипулятивными действиями и предметно-орудийными действиями? Почему переход от первых ко вторым рассматривается как показатель развития психики ребенка?

9. Иногда можно слышать утверждение типа «поскольку ведущей деятельностью в раннем детстве является предметная, то общение с взрослым уже не так важно для развития ребенка как в младенчестве». В чем неточность такого общего суждения? Какова роль взрослого в предметной деятельности ребенка?

Задачи

1. С детьми часто рекомендуют играть в «ку-ку», своего рода упрощенный вариант пряток (например, мама закрывает лицо ладонями и говорит «ку-ку», а потом их открывает; или же вариант с более старшим ребенком – прячутся от него, за шкаф, дверь и т.п. и побуждают его искать). Данная игра с детьми является достаточно универсальной и представлена во многих культурах. В чем её психологический развивающий смысл? Почему способность играть в такую игру рассматривается как важный показатель уровня психического развития ребенка?

2. Найдите описание эксперимента Э.Троника «Неподвижное лицо». Как можно интерпретировать его результаты? Какие выводы об особенностях развития психики младенца из него следуют?

3. Для изучения психических особенностей детей применяют следующий прием. Ребенку на лицо незаметно наносят точку. Затем помещают его перед зеркалом и наблюдают за реакциями. За какими именно реакциями наблюдают в случае этого теста? Как именно интерпретируются его результаты?

4. Подмечено, что годовалый ребенок, садясь на стул (независимо от его размеров), сначала взбирается на него коленями и только затем разворачивается и садится «по-взрослому». Какими возрастными особенностями психики ребенка можно это объяснить?

Литература

Учебная

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006. параграфы 2.1 и 2.2 (скачать)

Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2020. Глава 13, 14. (книга доступна в ЭБС "Юрайт")

Дополнительная

Авдеева Н.Н. У истоков личности // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 1. С. 57—67. (скачать с сайта журнала)

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (I) // Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. С.193-212. (скачать)

 

Категория: Психология в образовании, 1 курс | Добавил: sey (04.02.2022)
Просмотров: 422
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]