Главная » Статьи » Планы занятий » Психология в образовании, 1 курс

Занятие №17. Младший школьный возраст

Занятие 17. Младший школьный возраст

Вопросы для обсуждения

1. В.В.Давыдов писал о младшем школьном возрасте так: "Как особый период в жизни ребенка он выделился исторически сравнительно недавно. Так, он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Не было его и у детей, для которых начальная школа являлась первой и последней ступенью образования. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования... Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада по завершения среднего образования." Прокомментируйте эти высказывания В.В.Давыдова. Разъясните, почему этого возраста не было у детей, вообще не учившихся в школе? А почему его не было у детей, для которых начальная школа была единственной ступенью образования? Как поменялась роль этого возраста в современном образовании?

2. Д.Б. Эльконин выделяет четыре особенности систематического школьного обучения, которые определяют социальную ситуацию развития младшего школьника: 1) переход к осуществлению общественно-значимой по своей природе деятельности, 2) необходимость соблюдения общественных по своей природе правил, 3) овладение научным знанием, 4) изменение отношения с воспитывающими взрослыми (Эльконин, 1989, с. 242-253). Соотнесите эти особенности с основными направлениями развития младшего школьника.

3. Раскройте понятие «внутренняя позиция» (Л.И.Божович) как центральное, по её мнению, новообразование личности ребенка к 7 годам.

4. У Л.И. Божович разводятся, хотя и не всегда, два понятия «внутренняя позиция» и «внутренняя позиция школьника». Какой соотносятся эти два понятия?

5. Как внутренняя позиция связана с кризисом 7-ми лет?

6. Охарактеризуйте и приведите примеры проявлений основных мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

7. К основным новообразованиям младшего школьного возраста обычно относят произвольность, внутренний план действий и рефлексию. На конкретных примерах раскройте, как именно эти способности человека развиваются в учебной деятельности.

Задачи

1. Л.И.Божович был поставлен следующий опыт. Ученикам 1,2 и 3 классов одной из московских школ было предложено остаться по желанию на дополнительные занятия. Остались все дети из 1 и 2 классов и многие из 3 класса. На дополнительном занятии им дали очень скучную и ненужную работу – писать элементы латинских букв. Однако детей (за исключением двух учеников из 3 класса) абсолютно не смущала непродуктивность работы, которую они выполняли; несмотря на то, что перед занятиями экспериментатор предупреждал учащихся о том, что они будут учить латинские буквы, которые могут им в дальнейшем не понадобиться, детям эти занятия казались очень осмысленными и важными. Они старательно писали буквы, выполняли все, что им говорил учитель, требовали задать им задание на дом [Божович, 1968, с.249]. Какие особенности мотивации учения младших школьников проявляются в данном опыте?

2. На уроках в 1 классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т.п. Другие, заметив на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» - или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил». Какими психологическими особенностями возраста можно объяснить такие поступки первоклассников?

3. Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин описывает случай, который произошел с ним, когда он работал учителем начальных классов и проводил уроки с первоклассниками, которые только что пришли в школу. «Наконец, закончился третий урок. Надо проводить детей к уже ждущим их родителям. Я сказал, что урок закончен и теперь можно идти домой. Дети продолжают сидеть за партами. Я еще раз предложил им встать и подготовиться к тому, чтобы покинуть класс. Тогда один из учеников, видимо самый смелый, спросил: «А уроки?». И тут только я понял, что допустил непростительную ошибку. Я не дал никакого задания на дом». Почему детям так важно было получить домашнее задание? Какая возрастная особенность личности младшего школьника тут проявляется?

4. В исследовании Е.А.Шестаковой было показано, что школьникам 1 и 2 классов безразлично, получили ли они замечания наедине с учителем или в классе, а школьники 3 и 4 класса - острее переживают, если замечание было сделано в классе. Также известны факты, что в отличие от детей младшего возраста, которые стесняются только взрослых, школьники начинают стесняться и незнакомых детей своего возраста, О каких изменениях в межличностном взаимодействии свидетельствуют эти факты?

Литература

Учебная

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. Параграф 2.4. ((скачать))

Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2020. Глава 16. (книга доступна в ЭБС "Юрайт")

Дополнительная

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. С.239-284. (читать)

Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. № 1. С. 2–8. (скачать с сайта журнала)

Категория: Психология в образовании, 1 курс | Добавил: sey (04.02.2022)
Просмотров: 651
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]