Главная » Статьи » Планы занятий » Психология в образовании, 1 курс |
Занятие 16. Дошкольный возраст Доклады Сюжетно-ролевая игра и ее влияние на развитие современных дошкольников (по статье: Смирнова Е.О., Гударева Е.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. №1. С.91-103.) Вопросы для обсуждения 1. Каковы основные поведенческие проявления кризиса 3-х лет? Приведите примеры каждого проявления. 2. Почему Д.Б. Эльконин полагал, что именно сюжетно-ролевая игра является способом выхода из кризиса 3-х лет? 3. Каковы этапы и уровни развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста? 4. Детский эгоцентризм и развитие «модели психического»: приведите примеры заданий, которые направлены на выявление этих особенностей психики ребенка. 5. Почему способность к обману (намеренному введению в заблуждение) другого человека может рассматриваться как важный показатель уровня психического развития ребенка? 6. Е.В. Субботский замечал, что «как это ни парадоксально, но стадия развития, на которой дети приобретают способность обманывать, открывает для них новую перспективу - стать подлинно моральными». Почему способность к обману является предпосылкой к моральному развитию? 7. Раскройте следующий тезис: «В сюжетно-ролевой игре развивается символическое мышление, преодолевается эгоцентрическая позиция в мышлении, развивается произвольность поведения». Задачи 1. В работе Ф.И.Фрадкиной, посвященной психологии детской игры приводится следующее наблюдение. Дети под влиянием от прививки, которая была им сделана развертывают игру в «прививку». Они действуют при этом так, как действуют на самом деле, т.е. реально натирают руки «спиртом», затем делают «надрез», затем вносят «вакцину» и т.д. В игру вмешивается экспериментатор и предлагает: «Хотите я вам дам настоящего спирта?» Конечно, такое предложение встречается детьми с восторгом: ведь гораздо интереснее натирать настоящим спиртом, нежели воображаемым. «Вы пока прививайте, а я пойду за спиртом, раньше привейте, а затем спиртом протрете», – говорит экспериментатор. Однако это предложение отвергается детьми. Почему дети отказываются от реальных предметов? Интерпретируйте этот факт с точки зрения особенностей сюжетно-ролевой игры. 2. В одной из своих работ Д.Б.Эльконин приводит следующий факт. Детей старшего дошкольного возраста повели на экскурсию в железнодорожное депо. Им подробно рассказали и показали как работает паровоз, что такое стрелки, как работает семафор и пр. После того, как дети пришли назад в детский сад. игра в «депо» вопреки ожиданиям воспитателей не развернулась. Тогда их повели на экскурсию второй раз, однако при этом им было рассказано, что делает машинист, что - кондуктор, а что - стрелочник и т.п. На сей раз по возвращении в детский сад детьми была тотчас организована исключительно увлекательная игра в «депо». Почему игра развернулась во втором случае и не развернулась – в первом? Интерпретируйте этот факт с точки зрения особенностей сюжетно-ролевой игры. Литература Учебная Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. Параграф 2.3. (скачать) Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2020. Глава 15. (доступно в ЭБС "Юрайт") Дополнительная Медведовская Т.А., Лебедева Е.И. Как мы понимаем поведение других людей, или "модель психического" // Аутизм и нарушения развития. 2011. Т. 9. № 2. С. 22–34.(скачать с сайта журнала) | |
Категория: Психология в образовании, 1 курс | Добавил: sey (04.02.2022) | |
Просмотров: 450 |
Всего комментариев: 0 | |