Главная » Статьи » Планы занятий » Психология в образовании, 1 курс

Занятие №21. Обучение и воспитание как формирование поведения

Занятие №21. Обучение и воспитание как формирование поведения

Доклады

Самовоспитание в контексте бихевиориального подхода: модификация собственного поведения (по работе: Хьелл Л., Зиглер Д. Самовоспитание в контексте бихевиоризма: модификация собственного поведения // Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности. СПб: Питер, 2003. С.405—409. (скачать).)

Вопросы для обсуждения

1. Психологические механизмы формирования поведения: классическое и оперантное научение.

2. Раскройте основные принципы программированного обучения и их связь с механизмами оперантного научения.

3. Раскройте основные характеристики жетонной экономики и их связь с механизмами оперантного научения.

4. Приведите свои примеры положительного и отрицательного подкреплений в обучении и воспитании (не дублируя те, что были в онлайн-тесте).

Задачи

Проанализируйте ситуации в терминах бихевиориального подхода к обучению и воспитанию.

1. Одна хозяйка никак не могла отучить свою кошку царапать кушетку. Однажды произошел такой случай. На кухне она случайно уронила латунный поднос, упавший почти рядом с кошкой, и когда раздался грохот подноса, она воскликнула: «Нет!» Кошка была страшно напугана, подпрыгнула вверх, подняв шерсть дыбом. В следующий раз, когда кошка начала драть кушетку, хозяйка крикнула «Нет!», и кошка с испуганным видом тотчас прекратила свое занятие.
 
2. Пытаясь контролировать плохое поведение шестиклассника, учитель, не зная, что делать, часто посылал мальчика в кабинет директора. Для большинства учеников угроза послать их в кабинет директора и приведение ее в действие были достаточным основанием умерить пыл. Однако в данном случае это не сработало. Походы в кабинет директора, скорее, даже ухудшали его поведение, а не улучшали его. Однажды учитель пошел за этим учеником в кабинет. Вскоре выяснилось, что директора на месте не было, и мальчик мог сидеть в удобном кресле и читать автомобильные и спортивные журналы. Когда же время наказания заканчивалось, он возвращался в класс. Как объяснить неудачу учителя? (по Р.Хону).
 
3. "Еще одним замечательным механизмом подобного рода является «музыкальный горшок» для детей. Некоторые дети с умственной отсталостью или серьезными нарушениями развития не всегда отдают себе отчет в том, что у них происходит процесс мочеиспускания. И перед тем как научить их навыкам опрятности, необходимо, чтобы они точно представляли себе момент мочеиспускания. Для этого был придуман специальный детский горшок. Благодаря вмонтированным электродам в горшке под воздействием мочи звенит звоночек. Дети узнают, что в тот момент, когда они «ходят на такой горшок», они могут производить этот звук и благодаря такой занимательной обратной связи получают возможность осознать определенные моменты функционирования своего мочевого пузыря." (Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С.386).
 
4. У студентов, изучающих бихевиоризм, широко распространена следующая шутка. Попробуйте подшутить и вы. Выберите своим объектом преподавателя, любящего расхаживать по аудитории во время лекции. В эксперименте может участвовать ровно столько студентов, сколько на это согласится. Цель состоит в том, чтобы преподаватель находился в одном определенном углу классной комнаты. Вот как это достигается: если преподаватель устремляется туда, куда вы решили его направить, участники эксперимента подаются вперед, прилежно конспектируют каждое его слово и всячески проявляют максимум внимания к лекции. Как только направление движения меняется, студенты сразу же вальяжно откидываются на спинки стульев и отвлекаются от лекции. Многие группы экспериментаторов отмечали, что после нескольких таких уроков преподаватель большую часть занятий остается в одном и том же углу (по Р.Фрейджеру, Д.Фэйдимену)

Литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011, 2007. Глава 4.

Дэвис Т. и др. Жетонная экономика. (скачать)

Дополнительная

Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова М.: Высшая школа, 1968. С.32-46. (скачать)

Краудер Н. О различиях между линейным и разветвлённым программированием // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова. М.: Высшая школа, 1968. С. 58-67. (скачать)

Категория: Психология в образовании, 1 курс | Добавил: sey (21.03.2020)
Просмотров: 957
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]