Главная » Статьи » Планы занятий

В разделе материалов: 119
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 ... 11 12 »

Занятие 14. Понятие о возрасте в психологии

Доклады

Историческая изменчивость представлений о развитии ребенка (по работе К.Калверт «Дети в доме»)

Вопросы для обсуждения

1. Что такое возраст? Каковы основные варианты использования этого понятия в психологии: социальный, хронологический, психологический возраст.

2. Объясните тезис: "Возраст является социально-психологической категорией".

3. Основные составляющие характеристики возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сознании и поведении.

4. Что такое возрастной кризис? Какие основные кризисы в развитии человека известны?

5.Что такое сензитивные периоды и какова их роль в развитии и обучении человека?

6. Варианты построения периодизации психического развития (нормативная периодизация, периодизация по Д.Б.Эльконину, перодизация по Э.Эриксону и другие).

Литература

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006. параграф 1.1.1 (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 435 | Добавил: sey | Дата: 04.02.2022 | Комментарии (0)

Занятие №9. Обучение как формирование познавательных структур
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Что такое когнитивная структура?

2. Каковы основные разновидности познавательных структур: когнитивные, метакогнитивные и интенциональные структуры; декларативная и процедурная память.

3. Каковы основные способы изменения познавательных структур: наращивание, настройка, создание новых структур; ассимиляция, аккомодация?

Рекомендуемая литература
 

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 8 (параграфы 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.3.1)

Рамелхарт Д.Е., Норман Д.А. Наращивание, настройка и перестройка: три способа научения (скачать)

 

Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной, Э.Лоарера. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.17—33. (скачать)

 

Холодная М.А. Понятийные психические структуры // Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2002. - С.119-127. (скачать)

Педагогическая психология-архив | Просмотров: 449 | Добавил: sey | Дата: 24.12.2021 | Комментарии (0)

Занятие №9. Обучение как формирование познавательных структур
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Что такое познавательная структура?

2. Каковы основные разновидности познавательных структур: когнитивные и метакогнитивные структуры; декларативная и процедурная память.

3. Каковы основные способы изменения познавательных структур: наращивание, настройка, создание новых структур; ассимиляция, аккомодация?

Рекомендуемая литература
 

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 8 (параграфы 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.3.1)

Рамелхарт Д.Е., Норман Д.А. Наращивание, настройка и перестройка: три способа научения (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 732 | Добавил: sey | Дата: 15.11.2020 | Комментарии (0)

Занятие №22. Обучение как формирование познавательных структур

Вопросы для обсуждения

1. Приведите примеры обучающих воздействий, направленных на формирование когнитивных, метакогнитивных и интенциональных структур.

2. Приведите примеры взаимодействия декларативной, процедурной и рабочей памяти в обучении.

3. Каковы основные способы изменения познавательных структур: наращивание, настройка, создание новых структур. Приведите свои примеры этих способов в обучении.

Литература

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 8 (параграфы 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.3.1)

Рамелхарт Д.Е., Норман Д.А. Наращивание, настройка и перестройка: три способа научения (скачать)

Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной, Э.Лоарера. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.17—33. (скачать)

Холодная М.А. Понятийные психические структуры // Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2002. - С.119-127. (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 1042 | Добавил: sey | Дата: 16.05.2020 | Комментарии (0)

Занятие №16. Учебная деятельность
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Основные характеристики учебной деятельности, её отличие от учения.

2. Структура учебной деятельности.

3. Виды учебных действий.

Рекомендуемая литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 7, разделы 7.1, 7.2.2.

Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999. №7. С.12-18. (скачать)

Дополнительная

Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения в школе ближайшего будущего // Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. М., 1974. С.3-14. (скачать)

Психология в образовании-архив | Просмотров: 927 | Добавил: sey | Дата: 18.04.2020 | Комментарии (0)

Занятие №21. Обучение и воспитание как формирование поведения

Доклады

Самовоспитание в контексте бихевиориального подхода: модификация собственного поведения (по работе: Хьелл Л., Зиглер Д. Самовоспитание в контексте бихевиоризма: модификация собственного поведения // Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности. СПб: Питер, 2003. С.405—409. (скачать).)

Вопросы для обсуждения

1. Психологические механизмы формирования поведения: классическое и оперантное научение.

2. Раскройте основные принципы программированного обучения и их связь с механизмами оперантного научения.

3. Раскройте основные характеристики жетонной экономики и их связь с механизмами оперантного научения.

4. Приведите свои примеры положительного и отрицательного подкреплений в обучении и воспитании (не дублируя те, что были в онлайн-тесте).

Задачи

Проанализируйте ситуации в терминах бихевиориального подхода к обучению и воспитанию.

1. Одна хозяйка никак не могла отучить свою кошку царапать кушетку. Однажды произошел такой случай. На кухне она случайно уронила латунный поднос, упавший почти рядом с кошкой, и когда раздался грохот подноса, она воскликнула: «Нет!» Кошка была страшно напугана, подпрыгнула вверх, подняв шерсть дыбом. В следующий раз, когда кошка начала драть кушетку, хозяйка крикнула «Нет!», и кошка с испуганным видом тотчас прекратила свое занятие.
 
2. Пытаясь контролировать плохое поведение шестиклассника, учитель, не зная, что делать, часто посылал мальчика в кабинет директора. Для большинства учеников угроза послать их в кабинет директора и приведение ее в действие были достаточным основанием умерить пыл. Однако в данном случае это не сработало. Походы в кабинет директора, скорее, даже ухудшали его поведение, а не улучшали его. Однажды учитель пошел за этим учеником в кабинет. Вскоре выяснилось, что директора на месте не было, и мальчик мог сидеть в удобном кресле и читать автомобильные и спортивные журналы. Когда же время наказания заканчивалось, он возвращался в класс. Как объяснить неудачу учителя? (по Р.Хону).
 
3. "Еще одним замечательным механизмом подобного рода является «музыкальный горшок» для детей. Некоторые дети с умственной отсталостью или серьезными нарушениями развития не всегда отдают себе отчет в том, что у них происходит процесс мочеиспускания. И перед тем как научить их навыкам опрятности, необходимо, чтобы они точно представляли себе момент мочеиспускания. Для этого был придуман специальный детский горшок. Благодаря вмонтированным электродам в горшке под воздействием мочи звенит звоночек. Дети узнают, что в тот момент, когда они «ходят на такой горшок», они могут производить этот звук и благодаря такой занимательной обратной связи получают возможность осознать определенные моменты функционирования своего мочевого пузыря." (Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С.386).
 
4. У студентов, изучающих бихевиоризм, широко распространена следующая шутка. Попробуйте подшутить и вы. Выберите своим объектом преподавателя, любящего расхаживать по аудитории во время лекции. В эксперименте может участвовать ровно столько студентов, сколько на это согласится. Цель состоит в том, чтобы преподаватель находился в одном определенном углу классной комнаты. Вот как это достигается: если преподаватель устремляется туда, куда вы решили его направить, участники эксперимента подаются вперед, прилежно конспектируют каждое его слово и всячески проявляют максимум внимания к лекции. Как только направление движения меняется, студенты сразу же вальяжно откидываются на спинки стульев и отвлекаются от лекции. Многие группы экспериментаторов отмечали, что после нескольких таких уроков преподаватель большую часть занятий остается в одном и том же углу (по Р.Фрейджеру, Д.Фэйдимену)

Литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011, 2007. Глава 4.

Дэвис Т. и др. Жетонная экономика. (скачать)

Дополнительная

Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова М.: Высшая школа, 1968. С.32-46. (скачать)

Краудер Н. О различиях между линейным и разветвлённым программированием // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова. М.: Высшая школа, 1968. С. 58-67. (скачать)

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 1052 | Добавил: sey | Дата: 21.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие №19-20. Внешние и внутренние условия в обучении и воспитании

Доклады

Проблема передачи опыта у животных и человека: сходство и различия (по статье: Соколова Е.Е., Федорович Е.Ю. К проблеме «культуры» у животных: критический анализ современных исследований с позиций психологии деятельности школы А.Н. Леонтьева // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 14–23.(Скачать с сайта журнала))

Троянское обучение: понятие и разновидности (по статье: Жемерикина Ю. И., Кутасина С. Г., Поддьяков А. Н. Противодействие обучению конкурентов и «троянское обучение» в социальных взаимодействиях //Вопросы образования. 2010. №. 2. С. 118-135.(Скачать с сайта журнала))

Вопросы для обсуждения

1. Приведите примеры позитивной и негативной ассимиляции образовательных воздействий.

2. Что такое противодействие в обучении и воспитании? Каковы основные причины противодействия?

3. Раскройте типологию педагогических ситуаций по критерию «цель—средство—совпадение результата и цели» (А.Н.Поддьяков). Приведите примеры, относящиеся к каждому типу

4. Дайте определения и приведите примеры форм активности субъекта в обучении и воспитании (адаптация, присвоение, самоопределение).

Литература
 
1. Додонов Б.И. Позитивная и негативная ассимиляция воспитательных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С. 86–944.(скачать)

2. Поддьяков А.Н. Типология ситуаций содействия и противодействия чужому обучению и развитию // Хрестоматия по педагогической психологии. Предмет, основные проблемы и методы педагогической психологии. Учебное пособие / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. С.146–157.(скачать)

3. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011. Глава 2.

Психология в образовании, 1 курс | Просмотров: 1278 | Добавил: sey | Дата: 21.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие 12. Теории и периодизации психического развития

Вопросы для подготовки

1. Как соотносятся теории и периодизации психического развития?

2. Каковы основные теоретические предпосылки для построения периодизаций развития?

3. Психоаналитический подход к детскому развитию: детский психоанализ.

4. Психоаналитическая педагогика

5. Концепция развития человека на протяжении жизненного пути (Э.Эриксон)

6. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже.

7. Культурно-исторический подход к детскому развитию.

Пояснение. Вопросы 1 и 2 читать всем. Вопросы 3-7 - подготовить доклады.

Литература

Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко.— Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006. параграф 1.3. (скачать)

Психология в образовании-архив | Просмотров: 756 | Добавил: sey | Дата: 09.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие №7. Учебная деятельность
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Понятие об учебной деятельности, ее основные характеристики.

2. Структура учебной деятельности.

3. Виды учебных действий.

Рекомендуемая литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011(2007). Глава 7, разделы 7.1, 7.2.2.

Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999. №7. С.12-18. (скачать)

Дополнительная

Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения в школе ближайшего будущего // Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. М., 1974. С.3-14. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 1033 | Добавил: sey | Дата: 01.03.2020 | Комментарии (0)

Занятие №6. Обучение и воспитание как формирование поведения
 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Психологические механизмы формирования поведения: классическое и оперантное научение.

2. Способы и образовательные модели формирования поведения на основе принципов оперантного научения (программированное обучение, жетонная экономика).

3. Возможности и ограничения образовательных моделей, ориентированных на формирование поведения.

Рекомендуемая литература
 
Основная

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология. Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2011, 2007. Глава 4.

Дэвис Т. и др. Жетонная экономика. (скачать)

Хьелл Л., Зиглер Д. Самовоспитание в контексте бихевиоризма: модификация собственного поведения // Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности. СПб: Питер, 2003. С.405—409. (скачать).

Дополнительная

Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова М.: Высшая школа, 1968. С.32-46. (скачать)

Краудер Н. О различиях между линейным и разветвлённым программированием // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова. М.: Высшая школа, 1968. С. 58-67. (скачать)

Психология в образовании, 3 курс | Просмотров: 1136 | Добавил: sey | Дата: 01.03.2020 | Комментарии (0)

1-10 11-20 21-30 31-40 ... 101-110 111-119